![](/p/persons/72/s-72.jpg)
Военно-промышленная компания из США Pratt & Whitney, занимающаяся производством двигателей для истребителей F-16, должна выплатить миллион рублей военнослужащему армии России, получившему ранение. Отнюдь не из-за того, что после атаки американского истребителя был ранен российский боец, нет. Все началось не на полях сражений СВО.
Еще до 2022 года американская компания была представлена на российском рынке юрлицом ООО «Пратт энд Уитни восток», а потом покинула Россию, не заплатив при этом два миллиона рублей фирме, предоставлявшей ей в аренду машины.
Начались судебные разбирательства, по которым поставщиков оборудования для американского ВПК обязали выплатить, что они задолжали. При этом наша фирма обещала передать половину долга, один миллион рублей, их бывшему коллеге, юристу Николаю, отправившемуся на передовую в 2024 году. Теперь непонятно: смогут ли коллекторы истребовать долг из-за океана? Да, наш суд, самый гуманный в мире, решил взыскать с американцев полагающуюся сумму. Но как добраться до сбежавшего должника?
Адвокат Дмитрий Аграновский считает, что иметь под рукой судебное решение по этому поводу — точно не будет лишним:
— Даже если мы хотим каким-то образом добиться декларативного соблюдения закона, наших прав, то никаких других возможностей у нас сейчас нет. Это может быть работа на будущее. Пусть лежит судебное решение, оно же каши не просит, а исполнить его можно, когда обстановка в мире изменится. Если решение суда лежит в кармане — это дополнительный довод в вашу пользу.
«СП»: Но лежать ему придется явно не недели или даже месяцы. Скорее, несколько лет, может, даже больше.
— В любом случае это решение реально. Это не то, что было прошлой осенью, когда наши 17 телеканалов потребовали у Google «два ундециллиона рублей» за блокировку их аккаунтов на видеохостинге YouTube. Такой большой, если не сказать мега-гигантский, штраф назначили американской компании из-за того, что не выполняет требования восстановить аккаунты российских медиа.
В данном случае — совсем другое дело, теоретически судебное решение может быть исполнено.
«СП»: От «Гугла» никаких ундециллионов пока не получили. Но ведущий американский производитель авиационных двигателей, тоже, как и «Гугл», прекратил деятельность в России еще в 2022 году.
— И Lockheed Martin Corporation, и работающая на нее Pratt & Whitney — это компании, которые сегодня ушли, а завтра или через год, глядишь, опять появятся. Для них 1−2 миллиона рублей — это как слону дробина. Но неисполнение сейчас решения российского суда, в случае их возвращения в будущем может стать проблемой для возобновления работы.
«СП»: Можно посоветовать и другим бывшим партнерам иностранных компаний поступать также?
— Я думаю — да, если их не останавливает хождение по судам, ведь процедура это достаточно затратная и занудная. Почему бы и нет, предполагает эксперт…
Компания-должник, названная таковой по решению российского суда, была основана еще в далеком 1925 году и специализируется на производстве авиационных двигателей как для гражданской, так и для военной авиации, давно работает с Lockheed Martin Corporation. Она известна своими инновациями, включая разработку первого в мире турбовентиляторного двигателя с редуктором, что позволило значительно повысить эффективность, снизив уровень шума.
У нас много говорилось про прекращение деятельности иностранных компаний в России из-за растущей геополитической напряженности. Неурегулированные финансовые обязательства приводят к судам с дополнительными расходами. Дойдет ли дело до американского суда? А то есть подозрение, что юрисдикция суда российского американцев прямо сейчас вряд ли испугает.
Впрочем, по мнению Юрия Горохова, хорошие американские юристы, в случае если к ним обратится, могут выиграть любое дело. Но прямо сейчас нанимать их, чтобы решать вопрос в пользу бойца СВО, не стоит. Судится дороже обойдется:
— Самостоятельно разобраться во всех тонкостях англосаксонского прецедентного права не юристу практически невозможно. Просто голова кругом идет. Советские законы там, на Западе, не признавали. Потом, в какой-то момент, перестали признавать российские.
В принципе, в Америке признают только свои законы. Теоретически любой американский суд может принять решение по любой точке мира и объявить там незаконным что угодно, в том числе обычные «споры хозяйствующих субъектов», которые, скорее всего, решаться в пользу американцев, если они там задействованы.
Но только американские суды не злоупотребляют этим своим правом, держат в голове принцип «как бы чего не вышло». Ведь приняли решение, а потом надо его исполнять. И посыплются прецеденты, считает эксперт…
Пока исполнение судебного решения может быть затруднено из-за геополитической напряженности и отсутствия юрисдикции российского суда над американской компанией. Международные санкции все сильно запутали. Это наверняка еще не раз приведет к другим неурегулированным финансовым обязательствам и судебным разбирательствам.
Зато сложности в международных отношениях, влияя на экономику и промышленность, ярко высвечивают значимость военной силы. Любопытно, что Pratt & Whitney прекратила поставки двигателей PW1400G для российского авиалайнера МС-21 еще в 2018 году, несмотря на подписанные контракты. Уже тогда появились антироссийские санкции. Это вынудило российскую сторону сократить производство самолета МС-21 и ускорить разработку отечественного двигателя ПД-14. Переход на собственные двигатели — укрепил независимость российской авиации. Сейчас таких самолетов уже планируют выпускать по 72 в год.