Производство стального готового проката в 2024 году упало на 7,2%, до 59,9 млн тонн, сообщил Росстат. По его подсчетам, выпуск нелегированной стали в слитках и полуфабрикатах снизился на 7,1%, до 55,1 млн тонн. Чуть меньше, но все же заметно, сократился выпуск стальных труб, пустотелых профилей, фитингов (-6,3%) и чугуна (-5,5%).
Еще в конце января президент ассоциации «Русская сталь» Алексей Сентюрин говорил, что экспорт стали из России сократился на 7,9% в 2024 г., а потребление внутри страны — на 5,6%. Ассоциация ожидает дальнейшее снижение потребления в объеме не менее 5% в 2025 году.
Экономист, независимый эксперт по металлургии Леонид Хазанов в разговоре с «СП» объяснил, почему в России сократился выпуск многих видов стальной продукции.
— Снижение выплавки стали и выпуска стальных полуфабрикатов обусловлено прекращением действия в прошлом году государственной программы льготной ипотеки, подъемом ключевой ставки, сделавшим банковские кредиты более дорогими, падением мировых цен на металлопродукцию (на Шанхайской фьючерсной бирже за последний год цены на стальную арматуру упали примерно на 15%, до $450 за 1 тонну — «СП») и сложностями с ее вывозом за пределы России.
«СП»: Насколько на это могли повлиять санкции и другие проблемы с экспортом?
— Да, есть определенное действие санкций: Европейский Союз ранее закрыл свой рынок для стальных полуфабрикатов из нашей страны за исключением небольшого числа позиций. Экспорт же их в Китай, Индию и другие государства Азии сложнее и менее рентабелен по сравнению с поставками в ЕС.
«СП»: Насколько существенно может повлиять на экономику падение выпуска изделий из стали и чугуна в прошлом году на 5−7%?
— Спад выплавки чугуна и стали по цепочке тянет за собой уменьшение заказов на железную руду и лом, коксующийся уголь, ферросплавы, затрагивая тем самым многие предприятия в России, поэтому можно ожидать, как минимум, сокращения налоговых поступлений в государственный бюджет.
«СП»: Почему российские компании сократили потребление стали и, возможно, продолжат это делать в следующем году?
— Снижение потребления стали обусловлено вышеназванными факторами. Например, строители стали меньше ее закупать из-за завершения государственной программы льготной ипотеки и высокой ключевой ставки, которые привели к росту стоимости проектов сооружения нового жилья и уменьшению их числа в сочетании с ослаблением покупательской активности. Поэтому-то и выпуск арматуры, и цены на нее двигаются в сторону нуля.
«СП»: Сохраняется вероятность того, что российские компании будут наращивать выпуск стальной продукции в этом году?
— Вряд ли ситуация коренным образом изменится, скорее уж возможно уменьшение выплавки стали на 5−6% со всеми вытекающими последствиями: заморозкой инвестиционных проектов, сокращением закупок сырья и шихтовых материалов, удлинением ремонтных работ
Аналитик «БКС Мир инвестиций» Ахмед Алиев подтвердил, что снижение выпуска больше связано со слабым внутренним спросом в результате высокой ключевой ставки и отмены льготной ипотеки. По его словам, в оптимистичном сценарии компании могут сохранить производство на уровне прошлого года.
Строительные компании видят не очень хорошие перспективы на текущий момент на фоне отмены массовой льготной ипотеки, а стальные конструкции присутствуют во всех зданиях, подчеркнул профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Андрей Заостровцев.
«СП»: Могут ли другие сферы заместить потерянный спрос?
— Военная промышленность может как-то компенсировали потери, но это специфический спрос. Там применяется не массовая сталь. Для тех же броневых листов требуется более сложная стальная продукция.
Простая сталь направляется в железные дороги, дома, мосты, частично в автомобилестроение, но больше грузовое. Но при этом в 2024 году у КАМАЗа возникли трудности со спросом на свою технику на фоне усиления конкуренции со стороны китайских производителей на российском рынке (по данным «АВТОСТАТ», доля КАМАЗа в объеме проданных крупнотоннажных грузовиков в России за 2024 г. упала с 20,54% до 16,91%, компания уступила первое место китайскому бренду SITRAK, продажи которого также снизились — «СП»).
Строительство железных дорог идет не так активно. Фактически строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург еще не началось, пока выполняется разметка дороги для проекта. Непосредственно рельсы еще не прокладывают. Этот проект не повлияет на спрос на сталь в 2025 году.
В прошлом году наметилось строительство моста через Лену. Оно было задержано из-за Крымского моста.
В свое время провели дорогу в Якутск, но он на другом берегу Лены. И людям необходимо переправляться через реку на паромах или ехать прямо по льду зимой. Вполне логично там достроить мост, все же большой город. Но не думаю, что один мост вытянет потерянный спрос на сталь.
«СП»: Получается, снижение внутреннего спроса продолжится и в этом году?
— Возможно. В строительстве намечается спад. Всё ведь держалось на массовой льготной ипотеке. Практически осталась только семейная и некоторые другие льготные виды, но охват стал значительно меньше.
«СП»: Экспорт российской стали сократился на 7,9%, где сейчас можно найти потребителей?
— Конкуренция в мире существенная. Китай, Южная Корея и Япония экспортируют много стали. Потерю европейского спроса просто так не перекрыть за счет новых рынков, там уже есть свои поставщики и наработанные годами связи.