Борьба с коррупцией в России обещает быть вечной. По крайней мере до тех пор, пока не будет резко усилен контроль за использованием бюджетных средств на ремонт и строительство дорог.
Лет 15 назад ответственный чиновник администрации Челябинска в беседе с автором этих строк о возможных нарушениях в работе муниципальных предприятий заметил, что прежде всего имеет смысл смотреть затраты на дороги. Именно там вертятся самые большие деньги и соответственно самые большие соблазны.
Впрочем, выяснилось, что есть все-таки и другие финансово емкие сферы, откуда можно качать много денег.
Доходное место
В то время вице-мэром Челябинска по экономическому развитию был Петр Конарев, о влиятельности которого ходили легенды. Считалось, что с этим человеком лучше не ссориться во избежание больших неприятностей.
До прихода в мэрию Конарев успел потрудиться заместителем директора ГУП «Челябоблинвестстрой» (контролировал реализацию строительных проектов по заказу администрации Челябинской области), потом был директором и занимался реконструкцией ЦПКиО им. Ю.А. Гагарина в Челябинске.
И после этого снова работал на областном уровне — заместителем начальника Управления строительства и архитектуры Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства.
Когда мэром Челябинска стала Наталья Котова, Конарев был у нее советником. И вот на этом этапе выяснилось то, что сломало карьеру и судьбу крайне влиятельного управленца.
В начале 2022 года что-то разладилось в отношениях мэра и советника. Сам статус советника с Конарева сняли в связи с обнаружившимся конфликтом интересов. А вскоре дошло до того, что Конареву даже якобы запретили появляться в администрации города и запретили приближаться к городским проектам. Это был звонок, к которому стоило прислушаться.
В сентябре 2022 года Конарева задержали на трассе, когда он направлялся в аэропорт Кольцово. Возможно, планировал улететь за пределы России. Но не получилось.
Советника мэра вернули в Челябинск, где к тому моменту уже были задержаны руководители МКУ «Городская среда» Грезев и Любимов. Следствие пришло к выводу, что все они «кормились» со взяток от хозяев нелегальных торговых точек в городе. А таких торговых точек в областном центре было очень много.
Постепенно собирались все новые факты. К моменту передачи дела в суд в материалах насчитывалось уже более 40 эпизодов.
Дело начал рассматривать летом 2024 года Курчатовский районный суд Челябинска. Приговор по нему пока не вынесен.
А в январе 2025 года история получила продолжение. Была задержана Снежана Довженко. Она работала заместителем директора все того же МКУ «Городская среда». Только к этому моменту выяснилось, что весной 2022 года она через посредника получила взятку от предпринимателя — за выдачу разрешений на размещение ларьков.
Новый мэр Алексей Лошкин поставил задачу навести порядок в упомянутом МКУ. Посмотрим, получится ли у него.
Колозян и другие
Недавно «СП» рассказывала про уголовные дела, связанные с дорожным строительством.
Среди них выделяется дело Колозяна, которого стали называть не иначе как руководителем «дорожной ОПГ».
С учетом размаха деятельности остается признать — да, самые большие деньги зарабатываются именно на дорогах. По данным следствия сумма контрактов, с которых группировка выводила денежные средства, достигла без малого шести млрд рублей.
Упоминаются имена как минимум восьми людей. Одним уже вынесли приговоры, дела других рассматриваются в судах. На днях и эта история получила новое продолжение.
Был задержан за получение взятки 4 млн руб. директор МБУ «Трасса 74» Сергей Ефимов. Решение об аресте принял 5 февраля Тракторозаводской суд Челябинска.
Согласно предварительной информации взятка была получена частями от Арайика Закояна, сына Мясника Закояна, тоже проходящего по делу «дорожной ОПГ». Кстати, Мясник — это не прозвище, а настоящее имя.
Источники «СП» по поводу ареста Ефимова сначала возмутились: «Это только расстрелами останавливать. Он-то куда? Нормальный же человек был.
Воздушно-капельным путем от ОПГ передается?". Однако потом последовали уточненные комментарии: «Почему-то я уверен, что Ефима подставили. Субъективно это, конечно».
Адвокат Ефимова в суде, где обсуждалась мера пресечения, напомнил: асфальтобетонный завод Закояна находился на территории до того, как ее передали муниципальному предприятию.
И что именно Закоян, мол, был заинтересован в аресте Ефимова. Поскольку директор МБУ попросил его убрать предприятие.
По поводу «дорожной мафии» один из собеседников «СП», который давно вращается в этой сфере, высказывается так: «Слышал, еще в 2010 году ребята с юга занесли много денег в Москву, чтоб дороги в регионе отдали все им».
Можно предположить, что до тех пор, пока корни дорожной коррупции будут оставаться в столице, проблему радикально не решить.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал