![](/p/persons/4125/s-4125.jpg)
Воровство на строительстве дорог — в России дело привычное. Могут удивлять разве что отдельные приговоры. Например, когда осужденному в Челябинске Арману Аракеляну заменили 9 лет реального лишения свободы на 8 лет условного. Кстати, только что задержали его отца.
Иногда поражает масштаб дорожных махинаций, как в деле Колозяна.
А порой на первое место выходит банальная наглость отдельных руководителей. Свежий пример — история главы (теперь уже бывшего) «Региональной строительной компании» Бориса Сакуна.
Он объявлен в федеральный и международный розыск по делу о мошенничестве в особо крупном размере и невыплате зарплаты. Указанная компания — субподрядчик на строительстве 40-километрового участка в Башкирии. Генподрядчик — ООО СК «Автодор».
Новый способ дорожных хищений
В ситуации со строительством платной трассы М-12 пострадали без малого две тысячи дорожных строителей РСК. Долг перед ними оценили в 443 млн руб. На сегодня значительная часть долга погашена. Но существенная часть долга остается. Поскольку экс-руководитель исчез с деньгами.
В Следственном комитете говорят, что украдена часть аванса на строительстве участка трассы Дюртюли — Ачит в Башкирии. Это новое слово в практике дорожных хищений — воровать сразу аванс. А не завышать цены, как делают некоторые менее сообразительные строители дорог.
М-12: что за трасса?
М-12 должна стать частью международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Скоростная федеральная платная дорога пройдет через Москву, Владимир, Муром, Арзамас, Казань, Нижнекамск, Екатеринбург, Тюмень. Дорога свяжет 17 региональных центров и создаст более 50 тысяч рабочих мест.
В то же время специалист в области социально-экономического развития регионов, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Наталья Зубаревич сомневается: «Дорога в отсутствие инвестиционной активности в стране ничего не решает. Когда в России начнут инвестировать не только по госконтрактам, а бизнес оживится, что-то получится. Но только на госинвестициях эти территории не поднимутся. Ожидания завышены».
В свою очередь депутат Казгордумы Алексей Серов полагает, что новая трасса будет интересна крупным логистическим компаниям, у которых большой парк автомобилей и которые ходят с достаточно большой нагрузкой. Но депутат напомнил о нерешенной проблеме: «Мы начали строить хорошие платные дороги, не решив вопрос с качеством бесплатных федеральных дорог». И с этим не поспоришь.
Впрочем, собеседники «СП» в Челябинской области считают, что в целом дороги стали лучше. Правда, есть и исключения вроде слишком распиаренного четырехполосного участка от Челябинска до Миасса. Челябинск, к слову, попал в «зону влияния» трассы М-12, так как соединяется с Екатеринбургом четырехполосным участком трассы М-5.
Строить трассу М-12 начали в 2021 году. Участок Москва — Казань завершили в декабре 2023 года. Кстати, проезд по этому 800-километровому участку для легкового автомобиля стоит 5 тысяч рублей.
Участок до Екатеринбурга и полностью движение до Тюмени планировалось открыть до конца 2025 года. Но теперь есть вопрос, получится ли уложиться в отведенные сроки? Из-за трехмесячных задержек зарплаты рабочие на этом строительстве записали обращение к президенту Путину. Не сказать, чтобы это радикально помогло.
Сейчас руководит «Региональной строительной компанией» Александр Шварко. Ему и предстоит решать вопрос с продолжением строительства, включая ситуацию с погашением зарплатных долгов.
«Вместо двух слоев асфальта один»
Финансовые проблемы для этой трассы, можно сказать, фирменные. Они здесь возникали с самого начала работ. Уже весной 2021 года прокуратура и госинспекция труда Нижегородской области начали проверку после забастовки рабочих в Арзамасе, которых нанял субподрядчик для строительства одного из участков трассы М-12 Москва — Казань. Но в тот раз рабочие взбунтовались уже на втором месяце труда без зарплаты.
В Татарстане на строительстве этой дороги воровали и по мелочам, и по-крупному. Сравнительно мелким хищением можно считать факт воровства 30 бетонных плит. Отличились трое жителей Татарстана. Место действия — территория Чувашии, где также пройдет участок трассы М-12. Расхитители получили условные сроки.
А что касается крупного хищения, тут стоит упомянуть сразу несколько предприятий. Осенью 2023 года в Татарстане встал вопрос о банкротстве строительной компании «БСЛ Инжиниринг». Директор фирмы Сергей Салихов заявил, что на его предприятие хотят повесить чужие грехи, в то время как он вложил в строительство трассы даже собственные деньги.
Подрядчиком на работах в Татарстане стала компания «Волгадорстрой», которая взяла в субподрядчики упомянутую «БСЛ Инжиниринг». «Волгадорстрой» получала большие контракты, где «…часть работ оплачивалась, но не выполнялась, разворовывался асфальт, вместо двух слоев делался только один, очень сильно завышались объёмы, была создана сеть „обнальных“ контор», заявил один из создателей «Волгадорстроя» Евгений Ефремов.
Но надо смотреть выше. Счетная палата выяснила, что без положительных заключений госэкспертизы «Автодор» заключил десять договоров по проектированию и строительству «под ключ» участков трассы на общую сумму 573 млрд рублей. Начальную цену работ по договорам госкомпания определила «расчётно, без технологического и ценового аудита».
Выяснилось, что Салихов все же не святой. Компания «БСЛ Инжиниринг» недоплачивала налоги государству и зарплаты — сотрудникам.
Получается, нынешний эпизод хищений на участке в Башкирии — лишь малая доля от того, что творилось на строительстве трассы в целом.
Речь идет о деньгах не просто больших, а огромных. Строительство новых федеральных платных дорог в России будет стоить бюджету триллион рублей в период до 2030 года, такие цифры заложены в план, утвержденный правительством страны. При этом стоимость только отдельно взятой М-12 уже приближается к триллиону рублей.
Изначально говорилось про государственно-частное партнерство при строительстве этой трассы. И про то, что средства частных инвесторов составят до 40% от общего бюджета. Партнерство получилось с криминальным оттенком.
Что касается М-12, то трассу в ближайшие год-два доведут до Екатеринбурга. Открытие 275-километрового участка в Башкирии, Пермском крае и Свердловской области пока планируют на лето 2025 года. На финансирование проекта в 2025—2026 годах закладывают 42,6 млрд руб. Могут выделить и больше.
Сколько же смогут украсть лихие руководители дорожно-строительных компаний из триллиона рублей, выделенного на строительство платных дорог на ближайшие несколько лет?
В далеком 2011 году Росфиннадзор подсчитал, что воровали до 40% средств, выделенных на строительство дорог.
Если пропорции сохранились, значит, на сооружении платных дорог украдут 400 миллиардов рублей?