
Россия могла бы занять 4-е место в мире по условиям ведения бизнеса, заявил вице-премьер Александр Новак, напомнив, что в рейтинге Doing Business Всемирного банка РФ с 120-го места в 2011 году поднялась до 28-го места в 2019 году.
По его словам, для того чтобы нарастить объем инвестиций на 60% к 2030 году, необходимо создавать бизнес-климат и его постоянно совершенствовать.
В октябре исполнительный директор от России в ВБ Роман Маршавин сообщал, что Россия вошла в новый проект организации — Business Ready (B-Ready), который пришел на смену закрытому Doing Business. Выход нового отчета запланирован на сентябрь 2025 года. Он должен охватить более 100 экономик.
Экономист Андрей Бунич в разговоре с «СП» подчеркнул, что фактически Doing Business ничего не показывает в реальности.
— Поднятие России в рейтинге на целых 92 позиции не выразилось в кардинальных изменениях, которые российские предприниматели должны были заметить. Особенной активизации малого и среднего предпринимательства (МСП) за этот период не было, а темпы роста экономики также стагнировали.
«СП»: В 2020 году ВБ прервал публикацию Doing Business из-за нарушений, связанных с изменением данных в опубликованных ранее отчетах. То есть репрезентативность рейтинга остается под вопросом?
— Это очень похоже на то, что Россия в каком-то рейтинге шла вперед, а потом вдруг его взяли и отменили. Потому что Россия отказалась играть по дипломатическим правилам Запада, и это, вероятно, было связано с приходом администрации Джо Байдена к власти.
ВБ как ангажированная организация использовала Doing Business в качестве инструмента воздействия на страны в том числе и с точки зрения дипломатии. Сам по себе банк устарел еще 20−30 лет назад. Поэтому сейчас организация ищет легкие способы показать, что они чем-то занимаются и что-то мониторят.
В рейтинге было очень много разных критериев, которые носили абсолютно формальный характер, а не качественный. Допустим, сколько дней нужно для получения определенного разрешения для бизнеса. После получения результатов можно было отрапортовать об улучшении ситуации с бизнес-климатом, но в действительно это никак может не сказываться на реальных показателях бизнеса. Еще есть критерии, которые подходят для западных стран, но могут отличаться от российских реалий, потому что экономические системы государств по-разному устроены.
«СП»: Какие показатели нужно подсчитывать для анализа инвестклимата кроме роста ВВП?
— Обороты малого и среднего предпринимательства, долю МСП в ВВП и число занятых в малых и средних предприятиях. Если в экономике не растет доля МСП, то туда никто не идет и таких предприятий становится меньше.
Условия для бизнеса в рейтинге ВБ могут действительно улучшаться, но только для тех компаний, которые уже успешно работают. Это может свидетельствовать в том числе о концентрации капитала в определенной отрасли и о том, что там просто происходит монополизация. Такое может совершенно не соответствовать интересам предпринимателей в целом по стране.
О реальном улучшении инвестклимата могут сигнализировать рост объемов инвестпроектов и капиталовложений, изменение социальной структуры — когда становится больше частных предпринимателей. Также об этом может говорить активное совершенствование финансового рынка, но у нас, наоборот, в рассматриваемый ВБ период особого развития в этой области не было.
«СП»: По последним данным Росстата, доля МСП в ВВП России в 2022 году подросла до 21%, при том, что в 2018 году показатель упал с 22% до 20,4%. Может ли это свидетельствовать о некотором восстановлении положения малых и средних предприятий?
— Принципиально доля МСП в экономике не растет. На протяжении 25 лет показатель остается на уровне примерно 20%. И этот показатель зачастую дотягивают, допустим, туда зачастую включают достаточно крупные предприятия, которых нельзя в принципе причислять к среднему бизнесу.
Это ненормально, потому что с точки зрения резерва развития МСП мы отличаемся в лучшую сторону от других странах. У России есть шансы нарастить долю МСП в ВВП до 40%. Несмотря на то, что это будет меньше показателя в Китае (60−70%) и США (60%), даже наращивание доли МСП в два раза способно ускорить рост ВВП как минимум до 5%.
Развитие МСП — это чуть ли не главный резерв для роста экономики, потому что крупнейшие корпорации просто не могут расти большими темпами, они уже достигли определенного уровня.
У них есть предел по объему поставок на внешние рынки, так как нельзя экспортировать больше, чем вмещает мировое потребление.
«СП»: Что можно назвать ключом к созданию благоприятного инвестклимата?
— Нужно создавать современный и диверсифицированный финансовый рынок без монополий на базе новых технологий, чтобы из России не уходили деньги, а зарабатывались и вкладывались в проекты.
Также потребуется нарастить защиту прав собственности, безопасность для бизнеса, чтобы люди не боялись идти в эту сферу.
Есть четкая взаимосвязь МСП с развитым финансовым рынком и средним классом, они замкнуты друг на друге. Четвертая составляющая — это технологическое развитие и культура инноваций, которая возникает исключительно вместе с развитием МСП.
Сейчас все корпорации инвестируют за свой счет, банки не дают достаточно инвесткредитов, а развитого рынка ценных бумаг нет. Для создания благоприятного инвестклимата уже созданы институты вроде Агентства стратегических инициатив (АСИ) и специализированных банков. Необходимые решения приняты, но это направление необходимо усиливать, так как пока оно работает недостаточно эффективно.
«СП»: Новак назвал одной из точек роста в контексте условий для бизнеса цифровизацию сервисов. Проходит ли этот процесс в России успешно?
— Да, он идет даже с опережением по сравнению со многими странами. Успешно идет перевод документов на электронный оборот, вводятся электронные печати, в этом направлении развиваются Госуслуги и налоговая служба.
Переход государственных органов на цифровую форму взаимодействия облегчает предоставление услуг, уменьшает влияние человеческого фактора — снижает число бюрократических звеньев.
Это способствует развитию бизнес-климата, так как предпринимателям уже не нужно постоянно ходить по инстанциям и неоднократно согласовывать разные аспекты своей деятельности.