
«Почта России» дышит на ладан. Предсмертную агонию этой структуры констатировал глава компании Михаил Волков на расширенном заседании IT-комитета в Госдуме.
По его словам, на 2025 год главные проблемы «Почты России» — это изношенность инфраструктуры, низкий уровень зарплат и убыточность самой системы.
«Изношенность фондов очень большая. Например, около 55% нашего транспорта уже за сроками полезного использования. Что касается IT-инфраструктуры — 89% фактически непригодны», — пожаловался Волков.
Государство как могло пыталось вдохнуть жизнь в эту умирающую структуру, за которую заступилась председатель Совета Федераций Валентина Матвиенко. Но итог получился печальный.
Еще в сентябре 2024 года премьер-министр Михаил Мишустин оптимистично сообщил, что с 2021-го уставный капитал «Почты России» был увеличен на 16,5 млрд руб. в рамках программы модернизации. В качестве мер поддержки компании обсуждалась возможность продажи лекарств в ее отделениях, а также монополия на продажу марок и доставку писем в почтовые ящики.
Но ничего из этого, увы, не вышло. «Почти 90% IT-инфраструктуры «Почты России» находится в критическом состоянии, а более половины транспортного парка компании уже выработало свой ресурс. Сейчас денег на «реанимацию» «Почты России» в бюджете по понятным причинам нет.
Почему «Почта России» не стала русским аналогом «Амазона», хотя вполне могла стать ведущей электронной платформой страны? Напомним: Amazon — это американская компания, которая стала крупнейшей в мире на рынке электронной коммерции.
Основана она была предпринимателем Джефом Безосом в 1994 году как интернет-магазин по продаже книг, но потом начала продавать видео, MP3, аудиокниги, программное обеспечение, видеоигры, электронику и даже ювелирные изделия. Компания также владеет издательским подразделением Amazon Publishing и своей киностудией.
Несколько лет назад, еще при прежнем руководстве, в «Почте России» тоже витали идеи о создании на ее базе аналога «Амазона». Даже созвали рабочее совещание и привлекли председателя совета Института развития интернета (ИРИ) Германа Клименко. Но идея как-то сама собой заглохла.
Почему «Почта России», имевшая гигантский потенциал и отделения во всех населенных пунктах России — их было даже больше, чем отделений Сбербанка — так и не смогла реализовать свои возможности, перестроиться и начать приносить реальную прибыть, а, главное, пользу? С таким вопросом мы обратились к кандидату экономических наук, аналитику Николаю Кульбаке.
— К сожалению, все упирается в консервативность государственной структуры, которая не дает возможности развернуться. «Почту России» много раз за всю ее историю реформировали сверху донизу, вкладывая огромные бюджетные деньги. Но конкуренции на рынке она не выдержала: ее опередили Ozon и Wildberris.
Они перехватили инициативу, и у «Почты России» осталась фактически одна функция — пересылка посылок и рассылка официальных уведомлений государственных структур — Налоговой инспекции и МВД. И ради этих мизерных функций государство вынуждено содержать «Почту России». Хотя сам факт ее существования выглядит комично в эпоху Интернета, когда все перешли на электронную почту.
«СП»: Но ведь отделения «Почты России» пытаются меняться, торгуют открытками, книгами, всякой полезной мелочью типа канцтоваров и шоколадок. Это не спасает?
— Некоторые отделения «Почты России» в мелких населенных пунктах долгое время были их центром. Что-то среднее между клубом и местом встреч. Это пытались использовать: часть помещения почт сдавали магазинам, которые продавали продукты питания. Одним словом, надеялись, что коммерция выручит, но дела все равно шли из рук вон плохо. Все функции, которые отделения «Почты России» пытались на себя взять, быстрее и лучше выполняли Оzon и Wildberries.
«СП»: А ведь был еще, если помните, «Почта-банк», который работал в каждом отделении «Почты России». И он не избавил «Почту России» от краха?
— К сожалению, совместить два разных сегмента — банк и почтовую инфраструктуру — оказалось очень сложно. Просто потому, что конкуренция со Сбербанком, например, оказалась не по силам. К тому же многие банки перешли на онлайн-обслуживание. В Сбербанке, например, уже не нужно личное присутствие, все операции осуществляются через приложение. Точно так же работают другие банки. Именно поэтому «Почта банк» оказался мало востребован.
«СП»: Слышала мнение, что отделение «Почты России» в небольшом населенном пункте — это что-то вроде элемента присутствия государства, и он часто становится центром деревни или поселка. Может, это хоть как-то оправдывает существование «Почты России»?
— Маленьких населенных пунктов на карте России, к сожалению, все меньше, деревни умирают, в них остаются по нескольку стариков, так что говорить об отделении «Почты России» как о «месте силы» уже нелогично.
Единственное, о чем можно говорить — это доставка пенсий. У нас осталась часть пенсионеров, которые не владеют гаджетами и не в ладах с Интернетом, вот они могут пользоваться отделением «Почты России».
Но все мы понимаем, что это не надолго продлит существование «Почты России». К сожалению, эта консервативная государственная структура обречена. Кстати, в соседней Украине государственную почту вытеснила куда более разворотливая коммерческая структура — «Новая почта».
«СП»: Есть ли вообще какое-то будущее у «Почты России»?
— Из-за того, что эта структура выполняет часть государственных функций, она будет существовать. Но чтобы она хоть как-то окупала и оправдывала свое существование, нужен достаточно большой объем посылок. Их пересылают, как правило мигранты, но и их становится все меньше.