
Челябинский предприниматель дошел до Минобороны, Минпромторга и президента России, но долг крупного завода перед ним все еще не полностью погашен. Бизнес парализован.
История вопроса
В конце июля компания «Тех-Успех» направила в адрес Челябинского кузнечно-прессового завода (ЧКПЗ) досудебное уведомление в связи с непогашенной задолженностью завода за поставку. В документе указано, что исполнение обязательств по договору контролируется Министерством обороны России.
Подписавший уведомление гендиректор Андрей Мрясев отмечает: неоплата поставки привела его компанию к разорению. Налоговая инспекция заблокировала счета предприятия.
Вряд ли он думал, создавая в марте 2015 году предприятие по поставке спецтехники, что к 10-летию его работы окажется разорен.
Крупный и проверенный, казалось бы, в деловом сотрудничестве завод, для которого он поставлял погрузчики, будет месяцами тянуть с оплатой. А для малого бизнеса такие задержки смертельны в нынешних условиях предельно высоких ставок по кредитам. Но и без кредитов в таком бизнесе не обойтись.
Спецтехника приобретается под заказ клиента. Под закупку берется кредит. Корреспондент «Свободной Прессы» поговорил с директором компании о том, как случилось, что прибыльное предприятие вдруг оказалось в столь плачевном положении.
«СП»: Андрей, как давно вы в этом бизнесе?
— С 2003 года. Сначала был наемным менеджером в одной компании. Потом создал свое предприятие «Тех-Успех». Начинал с нуля, было трудно. Приходилось и «Доширак» кушать, пока искал первых клиентов. Но постепенно поднялся. Храню за все годы наработанные контакты. Теперь опять приходится обращаться к старым клиентам, чтобы попытаться выйти из положения.
«СП»: Какой спецтехникой занимаетесь?
— Разной. Вилочные погрузчики, штабелеры, в целом вся складская логистика. Иногда под заказ поставляли фронтальный погрузчик, например, другую технику.
«СП»: Большая компания сейчас?
— Нет. У нас был десяток сотрудников: менеджеры и механики. Но сейчас из-за сложившейся ситуации большинство уволилось.
«СП»: Почему сами заводы не закупают спецтехнику, а отдают это на аутсорсинг местному малому бизнесу?
— Малый бизнес на местах обеспечивает сервис лучше. Включая поставки запчастей.
«СП»: С какими предприятиями приходилось вашей компании работать за эти 10 лет?
— Список большой. В том числе работали с самыми крупными. Уральский автозавод, например, «Технониколь», РМК, «Велл-проп», ЮЗРК.
«СП»: А с ЧКПЗ как давно сотрудничаете?
— С 2022 по первый квартал 2024 года поставил им 47 единиц техники на 66 млн рублей.
«СП»: И сбоев не было в оплате со стороны завода?
— Один раз только на 10 дней задержали оплату. В целом все было хорошо.
Как возник долг
«СП»: Но вот настал август 2024 года…
— Да, 27 августа мы подписали договор на 5 млн руб. на поставку вилочного электропогрузчика и УПД.
«СП»: А уже 2 сентября оформили акт приема-передачи…
— Ну да. Всего через несколько дней.
«СП»: Когда должна была прийти оплата?
— Я пошел по просьбе завода на отсрочку платежа в 15 дней с даты подписания акта сдачи-приемки.
Ради этого воспользовался кредитной линией в Альфа-банке и еще взял краткосрочный кредит на месяц в ВТБ-банке.
«СП»: Но оплаты в срок не случилось?
— Ни в течение 15 дней, ни до конца 2024 года денег так и не поступило.
«СП»: Как вел себя завод?
— Только в декабре представители ЧКПЗ вышли на меня и предложили подписать допсоглашение о сроке оплаты в марте-апреле, но с учетом всех оплаченных мной процентов банкам.
«СП»: Подписали допсоглашение?
— Да, но завод подписал его только в конце мая 2025 года. Хотя официально в документе указано начало февраля. И то подписали после давления со стороны Минобороны. Денег по состоянию на 30 апреля так и не было. В связи с чем я и обратился в Минпромторг и администрацию президента России.
«СП»: О чем говорилось в этих обращениях?
— Администрацию президента и Минпромторг я проинформировал, что из собственных средств платил проценты по банковским кредитам до тех пор, пока были хоть какие-то деньги. Но платежей от ЧКПЗ не было, счета предприятия опустели. Тогда я использовал личные кредитные карты. Однако постепенно и они были израсходованы. Сообщил я в тех письмах также, что вынужден дешево продать сервисный автомобиль, чтобы покрыть проценты по кредитам за очередной месяц.
Что делать?
«СП»: Может, стоило подать иск в суд?
— Многие так делают, кому завод должен. И ждут потом месяцами решения вопроса. И еще не забывайте, госпошлину надо платить за такие иски в размере 3−5 процентов от требуемой суммы.
А у меня нет сейчас денег на госпошлину. Это же 250 тысяч руб. Банки требуют оплаты по кредитам сейчас. Замкнутый круг.
«СП»: Какова ситуация на данный момент?
— С одной стороны, после всех моих обращений и появления публикации в вашем издании мне основной долг выплатили. Хорошо, конечно. Но слишком поздно. Кроме того, по подписанному допсоглашению ЧКПЗ должен был в срок до 15 июня погасить накопившиеся из-за просрочки проценты. А это почти 1,3 млн руб. Денег так и нет.
Прошло почти три месяца. Теперь уже на эти 1,3 миллиона накапали проценты. Я в отчаянии. Ищу варианты выхода, но пока глухо. Завод кормит обещаниями. В реестре на оплату наша компания стоит. Но что толку?
«СП»: Что по линии налоговой инспекции? Еще же налоги платить надо, наверное?
— Налоговая опять заблокировала счет, поскольку у меня нет денег платить ежемесячно авансовые платежи по налогу на прибыль. Поскольку у моего предприятия был приличный оборот, нас обязали делать такие авансовые платежи.
За 11 месяцев с момента подписания договора с ЧКПЗ оплатил уже порядка 200 тысяч такими авансовыми платежами. Из собственных средств. Хотя никакой прибыли у нас давно нет. Налоговая на уступки не идет.
«СП: И что дальше?
— Честно, не знаю. У меня же только срочных потребностей насчитывается более 1,5 млн руб. Не по моей вине возникших обязательств.
Конкретно сегодня надо 250 тысяч рублей для очередного взноса банку. Не вижу, где их взять. Я готов пойти даже на кабальные условия с тем, кто поможет вылезти из кризиса. И еще думал на пикет выйти возле ЧКПЗ с плакатом. Может, хоть это подействует на них.
«СП»: Может, стоит запустить новые сделки с другими предприятиями?
— Я пытался. С банком подписал договор о реструктуризации. Но банк все равно занес мою компанию в Бюро кредитных историй как просрочившую платеж. Теперь даже компании в сфере малого бизнеса не хотят с нами работать. Видят в банковском реестре, что предприятие — ненадежный поставщик. Хотя это не так. Мы свои обязательства перед ЧКПЗ исполнили в полном объеме и быстро.
«СП»: Почему именно по этой сделке все сложилось так неудачно для компании?
— Ходили слухи, у ЧКПЗ якобы летом 2024 года забрали оборонный контракт. Если закончился бюджетный кредит, заводу пришлось переходить на коммерческие. Это другие условия работы. Поэтому, возможно, и начались задержки платежей. Хотя это лишь мои предположения.
«СП»: Если выплатят долг и удастся восстановить работоспособность предприятия, будете в дальнейшем работать с ЧКПЗ?
— Хотелось бы. При условии, что расчеты по договорам будут вовремя.
В 2025 году в арбитражном суде рассматривается 239 дел с участием ЧКПЗ на общую сумму более 2 млрд руб. В том числе в августе 2025 года иски к заводу подали компании «Ремс строй Урал» (на 15.251.249,42 руб.), «Ас-Камышин» (1.865.000 руб.), Красногорский механический завод (1.467.829,72 руб.) и другие.
Когда материал готовился к публикации, владелец крупного многопрофильного бизнеса в беседе с «СП» по поводу проблем компании Мрясева высказался так: «Ситуация у всех похожая. Сейчас каждый второй в такой заднице. У меня 400 млн перед банком задолженность».
Тем временем в России поговаривают о приближающемся банковском кризисе. В сфере промышленности такой кризис уже бушует.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал