Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Коридор уткнулся в пробку: На границе Казахстана и России продолжают буксовать тысячи фур

Астана и Москва обвиняют друг друга в создании транспортного коллапса

7653
Коридор уткнулся в пробку: На границе Казахстана и России продолжают буксовать тысячи фур
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

6 октября были закрыты все автомобильные пункты пропуска на казахско-китайском участке таможенной границы Евразийского экономического союза. В дальнейшем это грозит усилением транспортного коллапса уже на границе Казахстана и России, где и так, по данным на начало октября, скопились тысячи фур.

Федеральная таможенная служба России информирует, что скопления грузовиков на въезд в Россию возникли еще с 19 сентября на казахстанской территории. В то же время в самих пунктах пропуска заторов нет, они работают штатно.

Российские таможенники заверяют, что не занимаются проверками непосредственно в пунктах пропуска на границе с Казахстаном, соответственно, не оказывают влияния на темпы прохождение транспортных средств через пункты пропуска.

Читайте также
Перпендикулярный импорт: 7 тысяч фур уткнулись во вторичные санкции Перпендикулярный импорт: 7 тысяч фур уткнулись во вторичные санкции Третью неделю стоят на границе Китая и Казахстана тысячи тонн товаров для России

Работа по выявлению незаконно перемещенных товаров ведется, но эти мобильные группы таможенников действуют уже на территории России, хотя и вблизи границы. Выборочные проверки транспорта продолжаются не более 8 минут, если все необходимые документы в порядке, утверждают таможенники.

Цель проверок — борьба с «серыми» схемами ввоза. Поскольку в большинстве случаев речь идет о товарах народного потребления низкого качества, использование которых создает угрозу жизни и здоровью российских потребителей.

В начале октября на границе России и Казахстана возник настоящий транспортный коллапс. В пробках застряли тысячи фур с товарами. При этом до конца было неясно, кто же все-таки в этом виноват. Федеральная таможенная служба России обвиняла во всем Казахстан. Мол, с российской стороны нет препятствий для взаимной торговли. Скопления транспорта возникают только на казахстанских стоянках.

В свою очередь, Министерство транспорта Казахстана сообщало о значительных скоплениях грузового транспорта на нейтральной полосе в сторону России и называло главной причиной этого ужесточение российского контроля: усилены процедуры проверки грузов, увеличено время досмотра и введены дополнительные требования по документообороту и санитарно-фитосанитарному контролю.

В Объединении перевозчиков России корреспонденту «Свободной Прессы» не смогли прокомментировать возникшую ситуацию. Сказали, что не располагают информацией об этом.

Тем временем Комитет по транспорту и логистике Делового Центра экономического развития СНГ запланировал рабочую поездку в Казахстан, чтобы на уровне министерств в течение 1−2 недель сформировать пакет документов с описанием проблем и вынести системные вопросы на рассмотрение Евразийской экономической комиссии.

То есть проблем уже столько, они достигли такого уровня, что иначе пробки никак не развязать. Но пока министры будут совещаться, количество застрявшего грузового транспорта может критически увеличиться.

Итак, Россия акцентирует внимание на качестве документооборота, Казахстан — на административных барьерах.

Крайними получаются участники внешнеэкономической деятельности. По разным оценкам, в очередях на границе уже скопились 5−7 тысяч фур. И будет, видимо, больше.

Ранее «СП» рассказывала, что такие же пробки возникли в сентябре на границе Китая и Казахстана.

Застрявшие грузы — одежда, обувь, посуда, ткани, настольные игры, табак, вейпы, ноутбуки, смартфоны и другая электроника. У российских получателей грузов оказались в результате сорваны все сроки. Прежде всего говорили про Хоргос, пункт пропуска на границе Китая с Казахстаном. Который по иронии судьбы создавался для облегчения беспошлинной торговли между двумя странами.

Водители застрявших грузовиков передавали друг другу версию, что причина в санкциях: Казахстан боится попасть под вторичные санкции Запада.

Ситуацию обострила праздничная неделя в Китае. 1−3 октября в этой стране отмечали День образования КНР. А в понедельник, 6 октября, у китайцев Праздник середины осени.

Поэтому закрыты автомобильные пункты пропуска, сопредельные всем пунктам на казахстанско-китайском участке таможенной границы ЕАЭС («Бахты», «Достык», «Кольжат», «Майкапчагай», «Нур Жолы»). Об этом сообщает российская Федеральная таможенная служба со ссылкой на свое представительство при Таможенной службе Казахстана.

Руководитель отдела логистики YM Trans Group Александр Азатьян сделал важное уточнение по поводу того, какие именно грузы тормозят в первую очередь: «Существует перечень грузов, которые рискованно везти через Казахстан: их развернут в 100% случаев — это микросхемы и любые станки».

Помимо китайских праздников и разногласий между правительствами Казахстана и России по поводу соглашения о Таможенном союзе на возникновение пробок на границе повлияли еще предстоящее в России повышение с 1 ноября утилизационного сбора на импортные автомобили и закрытие Польшей границы с Белоруссией в середине сентября.

Почти две недели было заблокировано 90% железнодорожных грузов из Китая в ЕС.

Федеральная таможенная служба России возложила часть вины в возникновении заторов также на «недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые не дают перевозчикам команду следовать через границу».

Читайте также
Привет от Токаева: Удар казахским тепловозом в спину России Привет от Токаева: Удар казахским тепловозом в спину России Руководство слишком «многовекторного» Казахстана, не особенно скрываясь, давно помогает Киеву удерживать фронт

Список причин возникших пробок дополняют нехватка сотрудников, которых физически не хватает на обработку огромных очередей с «подозрительными товарами», а также участившиеся сбои в работе цифровых систем пропуска.

Проблема, кстати, касается не только автомобильных перевозок. В конце сентября на железной дороге на границе встали поезда из Китая. Национальный перевозчик «Казахстан темир жолы» ввел запрет на прием как груженых, так и порожних вагонов других железнодорожных администраций.

Тем временем с российской стороны границы возникли скопления порожних полувагонов, которые не впускают в Казахстан. Объясняется это просто: ставки предоставления вагонов в России рухнули (полувагоны работают с нулевой или отрицательной доходностью).

В Казахстане ставки намного выше. Российские операторы хотят переключиться на казахский рынок, чтобы все-таки заработать. Это невыгодно казахским операторам, начиная с «Казахстан темир жолы».

Видимо, в ближайшие дни ситуация принципиально не изменится. В пункте пропуска «Маштаково» (граница России и Казахстана в Оренбургской области) скопились тысячи грузовиков.

Очереди фур на границе России и Казахстана, скорее всего, сохранятся до середины октября. «Подозрительные» грузы, видимо, будут и дальше задерживаться. Обычные товары, видимо, будут проходить границу, но медленнее обычного.

Эксперты рынка рассматривают альтернативные пути движения — например, переход «Маньчжурия-Забайкальск» (граница России и Китая), минуя Казахстан, где развитая инфраструктура и высокая пропускная способность (от 400 до 600 автомобилей в сутки). Там очередей нет.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Олег Сухарев

Доктор экономических наук, профессор РАН

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня