Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Бизнес сегодня / Власть
7 октября 20:43

С такси побежали впереди паровоза: Госдума просит Минтранс отложить пересадку на отечественные машины

Сергей Лисовский: Руководство автозаводов тоже должно взять на себя обязательства, а если их не выполнит — уйти в отставку

5612
С такси побежали впереди паровоза: Госдума просит Минтранс отложить пересадку на отечественные машины
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Материал комментируют:

В Госдуме наблюдается редкий случай: не прошло и двух недель с принятия нового закона, а депутаты уже просят его притормозить.

Народные избранники из межфракционной группы по таксомоторным перевозкам решили встретиться вечером 7 октября с чиновниками Минтранса, чтобы обсудить применение принятых в конце сентября поправок в закон о такси, а также тех ужесточений, что были внесены в законодательство несколько раньше.

Совещание проходит в закрытом режиме, но перед его началом народные представители ответили на вопросы журналистов на площадке РИА «Новости». Причём из общения стало понятно: депутаты сами не довольны своим законотворческим детищем.

Читайте также
Коридор уткнулся в пробку: На границе Казахстана и России продолжают буксовать тысячи фур Коридор уткнулся в пробку: На границе Казахстана и России продолжают буксовать тысячи фур Астана и Москва обвиняют друг друга в создании транспортного коллапса

На вопрос «Свободной Прессы» о последствиях заложенной в законе мине ответил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Сергей Лисовский.

«СП»: С 1 марта 2026 года, когда вступит в силу новелла о локализации такси, в реестр такси можно будет включать только машины шести отечественных марок. Закон обратной силы не имеет, поэтому иномарки, которые уже числились в реестре, в нём и останутся, но если такая машина «временно» выбывает из реестра при выкупе из лизинга, то заново в него уже не попадёт. И куда пойдёт самозанятый таксист со своей машиной, а кто придёт ему на смену?

— Закон о локализации такси был нужен, замечу: в большинстве ведущих стран мира такси — это только отечественные машины. Но я бы разделял: есть такси профессиональное (таксопарки), а есть — самозанятые на своих машинах. И к самозанятым нельзя предъявлять те же требования.

Самозанятые не будут покупать отдельную машину только для перевозки пассажиров, потому что у них семьи, у них дачи, основная работа. Если взять Уральский федеральный округ и Западную Сибирь (регионы этих территорий представляет Лисовский в Госдуме, — «СП»), то у нас дороги сложные и большие переезды, поэтому самозанятые таксуют, в основном, на классе джипов.

Я уверен, что для самозанятых необходимо оставить возможность подрабатывать на тех машинах, на которых им удобно. К сожалению, принимая закон о локализации, это мы не учли.

«СП»: Локализация такси делается ради поддержки отечественного автопрома. А сам-то он готов к тому, чтобы обеспечить потребности автопарков?

— Смотрите, что происходит. Вот я сейчас в полной мере понял, что такое машина LADA Vesta — теперь депутаты Госдумы ездят на ней.

И дело не в том, что я регулярно бьюсь об потолок головой, можно как-то приноровиться. Но для семьи — папа, мама, и двое детей такое такси слишком маленькое. Трудно усесться.

В основном, у нас люди среднего достатка на такси часто не ездят, а берут его для каких-то переездов, поездки на дачу или на вокзал и с вокзала. Багажник маленький.

Мы обязали всех таксистов иметь детские кресла. А значит, в багажник больше одного чемодана уже не влезет.

Поэтому если мы хотим, чтобы таксопарки покупали машины у завода «АвтоВАЗ», то мы должны заставить этот завод сделать специальную модель для такси.

Для семейного такси. Мы говорим, что у нас должно быть много детей, но в машину LADA семья не влезает, не говоря уже про багаж. К сожалению, в законе о локализации удобство автомобиля тоже не было учтено.

И, конечно же, нужно, чтобы сами производители гарантировали нам, что предприятия через год-два начнут выпускать модели для такси в необходимом количестве. Пусть даже через три года. Но желательно, чтобы мы заранее, за эти год-два или три, знали, сколько такой автомобиль будет стоить.

А пока договор получается односторонний: граждане России должны выполнять закон о локализации такси, а производители никому ничего не должны. Руководство автозаводов тоже должно взять на себя обязательства, а если оно их не выполнит в указанный срок — тогда уйти в отставку.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Станислав Наумов посмотрел на проблему с точки зрения оттока самозанятых из такси в нелегальный сектор в случае, если их интересы не будут учтены законом:

— Мы уже наблюдаем, что из-за недопродуманности закона о такси начинается отток людей из «белой» части отрасли.

(Речь идёт пока ещё не о сентябрьских поправках, а о том, что ранее ужесточились требования для подключения к агрегатору, которые предъявляются к самозанятым, окраске их машин и т. д. — «СП»).

И это очень опасно, потому что сопряжено не только с нелегальной занятостью, но и с криминализацией пассажирских перевозок.

Мы рискуем вернуться в советские времена, когда сфера такси была ещё и сферой теневой торговли, куда ребята с чёрного рынка приносили водку и прочее. Нам не нужно туда возвращаться.

Читайте также
Такси катят в прошлое. Минпромторг сделал ставку на бомбил Такси катят в прошлое. Минпромторг сделал ставку на бомбил Главред журнала «За рулём»: Стоимость перевозки вырастет, за всё заплатит пассажир

Поэтому вопрос не в том, что закон неправильный. Но нам нужно убедить правительство: документ не должен вступать в силу с 1 марта 2026 года, как это предусматривается сейчас.

Не нужно жить иллюзией, что за оставшиеся пять неполных месяцев все проблемы решатся, а необходимо установить нормальный переходный период.

Я уже не говорю о том, что сегодня весь отечественный автопром производит меньше машин, чем количество такси, которые работают в стране.

Есть города, где существуют собственные автозаводы. Они своих пассажиров худо-бедно обеспечат по договорённости с региональными властями. Но в большинстве регионов таких заводов нет, и где они будут брать локализованные такси?

Соответственно, регионам нужно дать право, чтобы их заксобрания принимали свои законы о такси на основе Федерально закона, но с учётом местных возможностей, — уверен депутат Госдумы.

Отдельно Станислав Наумов остановился на вопросе о лизинге для самозанятых:

— Мы не должны допускать такую парадоксальную и несправедливую ситуацию, когда машина одной и той же модели остаётся в реестре такси, если она не в лизинге, но когда она находится в лизинге — то из этого реестра выпадает.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Станислав Митрахович

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня