Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Мелким» не повезет: Госдума решает, кто останется на дорогах, а кого Минфин столкнет в пропасть

До 50% российских грузоперевозчиков могут уйти с рынка уже в ближайшие месяцы

4361
«Мелким» не повезет: Госдума решает, кто останется на дорогах, а кого Минфин столкнет в пропасть
Фото: Николай Бурматов/ТАСС

10 октября «Объединение перевозчиков России» подготовило расширенный экономический анализ влияния законопроекта № 1026190−8 на российский рынок грузоперевозок. Целью было показать финансовое влияние изменений в Налоговом кодексе с 2026 года на нагрузку перевозчиков всех размеров и долю малого и среднего бизнеса, а также оценить динамику расходов для конкретных категорий перевозчиков.

Указанный законопроект был внесен в Госдуму в конце сентября. Законопроект меняет правила применения специальных налоговых режимов — ПСН, УСН, ЕСХН и НПД. Эти поправки подготовлены российским Минфином и уже одобрены правительством страны. Они напрямую затронут отечественный малый и средний бизнес.

В анализе «Объединения перевозчиков» говорится в том числе о том, что оборот грузовых автомобильных перевозок в России оценивается примерно в 4 трлн рублей в год.

Читайте также
Кирпич и бетон станут дефицитом? Производству базовых стройматериалов прочат заметный спад Кирпич и бетон станут дефицитом? Производству базовых стройматериалов прочат заметный спад Никита Масленников: 2026 год девелоперы худо-бедно могут пройти на имеющемся потенциале, а вот 2027 год может быть чреват для них серьезными проблемами

Из них до 40% - доля крупного бизнеса. Минимальная себестоимость перевозки в нашей стране сегодня — около 100 руб./км. С ростом налоговой и административной нагрузки на 10−12% минимальная себестоимость увеличится до 110−112 рублей/км.

При фактических рыночных условиях (цена 30−70 руб./км) текущая деятельность многих перевозчиков уже убыточна. Увеличение затрат ухудшит ситуацию. Российские перевозчики рискуют стать неконкурентоспособными по сравнению с иностранными на рынке каботажа.

В этом году уже наблюдается массовый уход с рынка российских автоперевозчиков. По данным объединений, ассоциаций и аналитиков, за первый квартал с рынка ушло до 20% перевозчиков. Затраты повышаются, а повысить тарифы перевозчики не могут из-за низких рыночных цен. Видимо, так сильна конкуренция в этой отрасли.

В структуре текущих расходов перевозчиков 30% составляет топливо (которое сейчас, как известно, растет в цене, а местами с ним и вовсе перебои), 25% это зарплата, 20% - запчасти, обслуживание.

В результате планируемого роста налоговой нагрузки затраты для малого бизнеса вырастут на 12%, для среднего на 10%, для крупного — на 8%. Особенно чувствительной станет для перевозчиков отмена патентной системы налогообложения.

Сильно ударит рост ставки и порога НДС по тем, кто платит этот налог. Существенно вырастут бухгалтерские затраты (на 15%).

Вывод вышел печальным. Значительная часть российских перевозчиков уйдет в 2026 году с рынка, их место займут иностранцы, которые не будут платить деньги в российский бюджет. Федеральные власти рассчитывают дополнительно собрать за счет увеличения налогов более 2 триллионов рублей в бюджет.

Однако, видимо, этим планам не суждено сбыться. Дополнительные сборы будут, но почти вдвое меньше, полагает «Объединение перевозчиков России».

А в дальнейшем случится и вовсе резкое снижение налоговой базы и недопоступления в бюджет (из-за массового ухода с рынка перевозчиков).

Подготовленный анализ изменений в системе налогообложения адресован органам власти России.

Корреспондент «Свободной Прессы» задал вопросы по этому поводу руководителю «Объединения перевозчиков России» Сергею Владимирову.

«СП»: Скажите, столь пессимистичные выводы о будущем перевозчиков не преждевременны?

— Законопроект уже на обсуждении в Госдуме. И если он будет принят, то случится то, о чем говорится в наших аналитических материалах.

«СП»: Доля малого и среднего бизнеса составляет сейчас, как я понял из документа, порядка 60−70%. Сколько здесь малого, а сколько среднего бизнеса? Важно это понимать с учетом выводов, что переход на НДС и отмена ПСН критичны именно для малых перевозчиков (ИП), судя по выводам, которые делает «Объединение перевозчиков».

— Доля малого и среднего бизнеса (МСП/ИП) на рынке грузоперевозок — около 60−70% по числу перевозчиков. Из них примерно 40−50% — мелкие индивидуальные предприниматели, 20−30% — средние компании.

Малый бизнес преимущественно работает на упрощённой системе налогообложения (УСН и ПСН) без возможности по вычету НДС. Крупные перевозчики, работающие на общей системе (ОСНО), могут вычесть входящий НДС, что снижает их расходы и даёт конкурентное преимущество.

«СП»: Если по вашему прогнозу к концу года уйдет до 50% игроков, особенно малого и среднего бизнеса, то сколько вообще останется от сегодняшнего числа перевозчиков, если считать всех, включая крупных? Останется процентов 70 или меньше? Крупные перевозчики останутся, наверное, почти все?

— К концу 2025 года прогнозируется уход до 50% перевозчиков, в основном малых и средних. Оставшиеся — 40−50% от сегодняшнего числа перевозчиков.

При этом крупные компании сохранят почти всю свою долю. Рынок станет более концентрированным, что усилит разрыв между крупными и малыми перевозчиками.

Читайте также
Поддержка малого бизнеса: Госкорпорации плодят свои «дочки» – и им помогают, остальные в пролете Поддержка малого бизнеса: Госкорпорации плодят свои «дочки» — и им помогают, остальные в пролете Экономист Игорь Николаев назвал реальные шаги, которые способны вдохнуть жизнь в сектор малого и среднего предпринимательства

«СП»: Если уже текущая работа перевозчиков убыточна, как сказано в анализе законопроекта, за счет чего они вообще выживают?

— Как выживают? Малые перевозчики продолжают эксплуатировать устаревший автопарк с большим техническим износом.

Лизинговая нагрузка высока, государственных субсидий и дотаций для малого бизнеса практически нет. Оптимизируют расходы и налоги в рамках законодательства, работают с минимальной маржой, так как получают остаточные заказы по низким тарифам.

Уход с рынка около половины перевозчиков приведёт к концентрации и изменению структуры отрасли, прогнозирует Сергей Владимиров.

В то же время некоторые эксперты рынка считают, что снижение числа перевозчиков позволит увеличить стоимость услуги на 15%-20% и охладит отток с рынка. В первом полугодии в финансовый лизинг перевозчики взяли 11,9 тысячи грузовых автомобилей, что в 1,6 раза меньше, чем годом ранее.

Российских перевозчиков выталкивают с российского же рынка китайские конкуренты. Все просто: у китайцев более выгодные условия работы (ниже ставки по кредитам, дешевле техника).

К тому же некоторые работают нелегально. Такая негативная для российских компаний тенденция касается прежде всего перевозки товаров между РФ и КНР.

Последние новости
Цитаты
Евгений Спицын

Историк, советник ректора МПГУ

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня