Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

НалогоОблажание: Если «упрощенку» девальвируют, многим малым предприятиям кранты

Правительство добивается роста доходов бюджета, но взамен может получить волну закрытий

3741
НалогоОблажание: Если «упрощенку» девальвируют, многим малым предприятиям кранты
Фото: Global Look Press
Материал комментируют:

Запланировано шестикратное снижение порога в упрощенной системе налогообложения (УСН) для малых предпринимателей — с 60 миллионов рублей он будет снижен до 10 миллионов.

То есть тогда «упрощенцам» платить налог на добавленную стоимость (НДС) придется при превышении выручки в 10 миллионов. На заседании в Государственной Думе РФ министр финансов Антон Силуанов заверил, что снижение-повышение коснется примерно 15% предпринимателей, а 85% нововведение, якобы, вообще не затронет.

В Минфине считают, что если в международной практике все компании платят такой налог, то и в России это не ударит по бизнесу. Это, мол, наоборот — даст малым предприятиям возможность «выстраивать партнерские цепочки» с крупными компаниями.

Предложение характеризуется как взвешенное, просто некоторым придется платить НДС. Или… Или вести бухгалтерию как-то иначе, с учетом нововведения.

Читайте также
Искусственный интеллект сам придумал глобальный финансовый кризис, сам его и провернет Искусственный интеллект сам придумал глобальный финансовый кризис, сам его и провернет Юрий Припачкин: К ИИ многие относятся, как к божеству, хотя это всего лишь продвинутый агрегатор

Экономист Никита Масленников считает, что необходим более глубокий анализ последствий предлагаемого новшества:

— Даже по моим скромным подсчетам, это увеличит долю малого бизнеса, которому придется платить НДС с 3,6% до примерно 15%. Это коснется около 800 тысяч юридических лиц, что окажет достаточно серьезное ценовое давление. Как следствие — на ряд продуктов, товаров, услуг, производимых малым бизнесом, можно ожидать роста цен. Так всегда происходит после повышение НДС, которое цены лишь подталкивает.

«СП»: Вот и возникает вопрос: в какой мере это всё просчитано, какова доля НДС в ожиданиях повышения цен?

— Новации приведут к росту инфляции примерно на один процентный пункт. В правительстве говорят о том, что это будет временная, локальная ситуация. Но сколько она продлится? Убедительного анализа на сегодняшний день не представлено, вопросы остаются.

Будем надеяться, что и к первому чтению законопроекта, до 22 октября, и потом до второго чтения всё это будет разъяснено. Многие думские комитеты в своих заключениях уже высказываются, что для таких принципиальных решений требуется дополнительное обоснование.

«СП»: То есть может идея не пройдёт в конце концов?

— Я думаю, что всё-таки пройдет, но просто придется более подробно всё объяснять. Эксперты тоже не останутся в стороне, может быть, огульной критики и не будет, в том смысле, что «это недопустимо», «это разорение» — скорее всего, это вовсе не так.

Но, тем не менее, надо всё продумать, и с точки зрения влияния на инфляцию, и финансового положение этих малых предприятий, которых это коснется. Сколько из них будут вынуждены уйти из рынка? Какие есть другие варианты?

Как будут работать экономика в условиях нового налогового режима? Пока вопросов больше, чем ответов.

Но очевидно, что все-таки Минфин будут настаивать на этих решениях, потому что, по большому счету, это конечно нужно.

Без этого дефицит бюджета окажется существенно выше, возрастет стоимость госдолга. Смотрите сами, повышение НДС на 2% даст примерно где-то 1,2 триллиона в бюджет. А снижение планки ещё 200 миллиардов в расчете на год.

«СП»: В расчете же на три года получаются, что эти налоговые инновации дадут около шести триллионов дополнительно?

— Если этого не произойдёт, то мы, получим гораздо больший дефицит бюджета, чем запланировано, и, естественно, более длительную продолжительность высокой инфляции, никаких 4% в 2026 году не будет.

Вспоминают повышение НДС в 2019 году, когда основная его ставка увеличилась с 18% до 20% (Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ). Рост инфляции тогда составлял около 0,7% пункта, ниже, чем прогноз Центробанка, даже меньше нижней границы.

Но тогда были совершенно другие условия. Не было такого беспрецедентного экономического санкционного давления со стороны Запада и такой ситуации на рынке труда. Сравнивать две ситуации сложно без поправок на изменение макроэкономического контекста.

Тек что вопросы остаются, но будем надеяться, что в оставшееся время Минфин с Минэкономразвития что-то нам расскажут, надеется эксперт…

В общем с 2026 года правила для малого бизнеса могут кардинально поменяются. Для тысяч таких предприятий, как пекарни, салоны красоты и небольшие IT-компании, это может стать серьезным испытанием. Выживать им придется либо уходя в теневой сектор, либо накапливая долги. Налоговая реформа ударит по самым уязвимым. Инициатива министерства финансов затронет компании с годовым доходом от 10 до 30 миллионов рублей.

Под удар попадает микробизнес. Если сейчас НДС платят в основном более крупные компании, то после изменений под общую систему налогообложения попадет огромное количество малых. Это затронет всех, чья ежедневная выручка начинает превышать 27,5 тысяч рублей.

Даже если такие компании выберут упрощенный вариант уплаты НДС по пониженной ставке без права возмещения входного налога, им всё равно придется вести значительно более сложный бухгалтерский учет.

Переход с упрощенки на общую систему налогообложения — это не просто дополнительный налоговый платеж, а усложнение всего документооборота: требуется выставлять счета-фактуры, вести специальные журналы, подавать ежеквартальные налоговые декларации. Для этого необходимо привлечения квалифицированного специалиста, что ведёт к дополнительным расходам.

Если инициатива будет поддержана, это повлечет рост административных расходов, с последующей уплатой налога с балансовой стоимости основных средств. Маржа исчезнет.

Читайте также
Что-что, а запрет Хэллоуина офисный планктон не простит! Что-что, а запрет Хэллоуина офисный планктон не простит! Дмитрий Аграновский: Выступить за запрет чего-либо — сейчас лучший способ приобрести политический капитал

У компаний с низкой рентабельностью эти дополнительные издержки могут поглотить почти всю прибыль. В итоге возможен новый виток ухода предпринимателей в теневой сектор с расчетами наличными без кассовых аппаратов.

Нововведение станет критическим ударом для малых городов и поселков, где предприятия, существовавшие за счет сниженной налоговой нагрузки, могут попросту исчезнуть. Особенно работающие по долгосрочным контрактам, подписанным без учета НДС. В 2026 году его придется платить, хотя он не заложен в смету.

Так что необходим переходный период, чтобы налоги по старым соглашениям не поглотили всю прибыль задним числом. Иначе на рынке может произойти волна ликвидаций и рост безработицы, поскольку расходы на фонд оплаты труда и налоги могут превысить возможности.

Примечательно, что, инициируя снижение порога, министерство финансов обосновало это борьбой против искусственного разделения бизнеса на мелкие части для сохранения льготного режима. Они это называет «борьбой с дроблением бизнеса». Мол снижение порога позволит эффективнее бороться с этим, а растущему бизнесу обеспечивается плавный переход к общим условиям налогообложения.

На практике же главным результатом этой налоговой реформы могут стать лишь дальнейшее дробление и массовый уход в тень. То есть эффект прямо противоположный. Если порог станет 10 миллионов, бизнес будет делиться на несколько индивидуальных предпринимателей. Вместо одной компании с выручкой 30 миллионов рублей появятся три с выручкой по 10 миллионов каждая. Инициатива может привести к обратному результату, а вместо увеличения налоговых поступлений — к их сокращению.

Последние новости
Цитаты
Евгений Спицын

Историк, советник ректора МПГУ

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня