«В основе претензий общества к власти их упорный необъяснимый антикоммунизм...»
Сергей Аксенов


Великобритания планирует запретить компаниям предоставлять услуги по перевозке и страхованию российского сжиженного природного газа (СПГ) в третьи страны, сообщает Reuters.
«Запрет будет вводиться поэтапно в течение 2026 года совместно с европейскими партнерами», — говорится в сообщении со ссылкой на заявление британского МИДа, опубликованное в преддверии встречи министров иностранных дел стран «Большой семёрки» в Канаде.
Такое ограничение направлено на снижение доходов России и является частью поддержки Украины. Британия прекратила импорт российского СПГ с января 2023 г. Лондон также намерен выделить 13 млн фунтов стерлингов на восстановление украинского энергетического сектора.
Минфин США разделает ЛУКОЙЛ со спокойствием мясника со скотобойни в Техасе
Российской компании позволят продать свои НПЗ только американцам — по очень выгодной для Штатов цене
Ранее Евросоюз в рамках 19-го пакета антироссийских санкций утвердил план поэтапного отказа от российского газа: по краткосрочным контрактам с 25 апреля 2026 г., а по долгосрочным — с 2027 г.
Пока ЕС остается крупнейшим покупателям сжиженного природного газа из России и закупает половину всего экспортируемого нами СПГ. В числе покупателей Франция, Испания, Бельгия, а также Германия, где, правда, считают, что компания SEFE (бывшая Gazprom Germania) должна прекратить импорт газа с проекта «Ямал СПГ», сославшись на форс-мажор.
Руководитель института национальной энергетики Сергей Правосудов не удивлен решением Лондона.
— Европейский союз в принципе отказывается от закупок российского газа. Не одномоментно, дается некий срок для постепенного отказа, но так или иначе в этом направлении все будет двигаться. Ничего особенного в решении Лондона нет, оно в русле Евросоюза, хотя Великобритания из него и вышла.
Получается, что своими силами и силами дружественных государств будем продолжать экспортные операции. Другого варианта нет.
Продолжатся поиски компаний, которые формально не имеют отношения к России, с ними будут заключаться контракты. Скорее всего, этим будут заниматься страны-покупатели, прежде всего, в Азии.
«СП»: Крупнейшие наши поставщики СПГ — НОВАТЭК и Газпром. Решение Лондона по ним сильно ударит или они уже ко всему подготовились?
— Даже если не до конца подготовились, надо будет готовиться. Это очевидный факт.
Обычно просто происходит перераспределение: на каких-то рынках будет больше российского газа (допустим, на китайском, индийском), а на других рынках какой-то другой газ — американский, катарский, еще чей-то.
Если этим не заниматься, то цены на газ попрут вверх. Это никому не нужно, а тем более, если есть мощности по выпуску газа на территории России, соответственно, их так или иначе будут загружать, соответственно, найдется желающий купить — пригнать танкер, загрузить и направить на свой рынок.
«СП»: Япония активно покупает наш СПГ, а ее компании участвуют в проекте «Сахалин-2». Откажутся?
— Японцы заявляют, что не собираются отказываться от участия в проекте «Сахалин-2», от закупок российского газа. Он, условно говоря, уже почти японский, раз они акционеры, просто он добыт на территории России.
Сахалин очень близок к азиатским рынкам. Проблема, например, НОВАТЭКа, который поставляет с Ямала — либо по Северному морскому пути, который зимой и весной непроходим, либо мимо Европы плыть.
Раньше перегружали в европейских портах, так как это было удобно. Сейчас будут решать вопрос по-другому — например, будут перегружаться с ледовых танкеров на более легкие в районе Мурманска. А это будут уже китайские, индийские или еще какие-то танкеры.
Все будет работать без участия европейских стран, без захода в их порты. Это будет сложнее, но вопрос решится. В этом направлении в последние годы уже действуют, потому что понимают, куда все идет.
«СП»: Каковы перспективы нашего СПГ в целом?
— Это вопрос политический, он не имеет отношения к экономике. Все будет зависеть от нормализации отношений с США, с Европой. И тогда вопросы с СПГ будут решаться сразу — довеском.
Мы исторически столетиями были связаны с Европой. Сейчас эти связи во многом разорваны, плохо и им, и нам. В Европе все больше политиков, которые понимают, что из этого надо выходить, искать компромиссы, заключать торговые соглашения, возвращаться к сотрудничеству.
Поставки и газа, и нефти, и угля, и всего что угодно будут решаться параллельно с этим. Вопрос в том, в какой срок это будет решаться. Сейчас никто не даст ответ, но это рано или поздно произойдет.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что все решения принимаются осторожно.
Для чего КБ «Малахит» создает подводный мега-газовоз?
Гигантская подводная лодка будет вдвое длиннее самой большой АПЛ в мире «Тайфун»
— Все происходит дозированно: судя по тому, когда готова альтернативная инфраструктура, чтобы не нарушить поставки и интересы большого количества игроков европейского происхождения, которые участвуют в этом бизнесе.
«СП»: Для крупных российских поставщиков СПГ решение Лондона критично?
— Это не совсем правильно. Поставляет большое количество компаний, в том числе, например, французская Total, они имеют доли в проектах, соответственно, получают доли продукции по долгосрочным контрактам. Большое количество игроков европейского происхождения участвуют в этом бизнесе. Китайские компании законтрактовали, другие трейдеры, тот же Gunvor имеет долгосрочные контракты.
Думаю, ничего критического не произойдет, все готово для того, чтобы не пользоваться услугами компаний, находящихся в британской юрисдикции.
«СП»: Могут из-за решений Лондона иностранные компании, с которыми мы сейчас работаем, отказаться от сотрудничества?
— Те, которые работают в британской юрисдикции, наверное, не смогут предоставлять данные услуги. Найдутся другие, которые предоставят и страховое покрытие, и доставку грузов. Прошло время, компании адаптировались, тот же «Ямал-СПГ» отгружается.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».