Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Спор банков с маркетплейсами: «Цель „наезда“ понятна, аргументы Грефа — нет»

Делайте скидки на ипотеку, на лизинг — и к вам тоже людям потянутся, советуют «ущемленным» бизнес-особам, «приближенным к императору», экономисты

3506
Спор банков с маркетплейсами: «Цель «наезда» понятна, аргументы Грефа – нет»
Фото: Alexander Legky/Global Look Press
Материал комментируют:

Заявления руководителей крупнейших банков, включая главу Сбера Германа Грефа, вызвали нешуточный скандал и вызвали бурное обсуждение в телеграм-каналах. К теме подключились и серьезные экономисты.

Маркетплейсы принесли конкуренцию

Напомним. Главы Сбера, ВТБ, Альфа-Банка, Т-Банка и Совкомбанка попросили Госдуму рассмотреть вопрос о запрете маркетплейсам снижать цены через скидки и бонусы. Мол, это противоречит принципам конкуренции. Госдума не хочет этого делать. Как и маркетплейсы. Потому что тогда цены вырастут.

Греф на форуме «Фокус на клиента» Банка России заявил, что маркетплейсы недоплатили 1,5 триллиона рублей налогов.

Читайте также
У разбойника "Платона" много подельников: Почему перевозки в дефиците, а перевозчики разоряются У разбойника «Платона» много подельников: Почему перевозки в дефиците, а перевозчики разоряются Взбесившийся утильсбор, подорожавший лизинг и рост цен на топливо делают автотранспортные компании нерентабельными

Экономист Никита Кричевский в телеграмм-канале спросил Грефа: «Каким конкретно образом маркетплейсы недоплачивают налоги?».

Депутат Госдумы Михаил Делягин в телеграмм-канале обрушился на либералов во власти, которые нелогично выступили против конкуренции: «Видите ли, маркетплейсы смеют экономить на аренде магазинов, на складах, логистике — и потому составляют конкуренцию технологиям вчерашнего дня: магазинам и банкам, — и потому их надо придавить!.. А теперь эти „борцы“ с инфляцией (на деле главные её источники и организаторы) собираются еще сильнее ударить по повседневной жизни людей и ускорить рост цен отменой скидок маркетплейсов!».

Депутат резюмировал: «Речь не о недостатках, а о попытках уничтожить само будущее, сам прогресс в интересах устаревающих, отживающих форм бизнеса».

В экономических телеграмм-каналах спрашивают, откуда Греф взял 1,5 трлн рублей неуплаченных налогов? Данные за 2025 год неизвестны даже налоговой службе. Есть картина за полугодие: 400 млрд рублей уплаченных маркетплейсами налогов. За год предварительная оценка — 850−900 млрд рублей. Рост в сравнении с 2024 годом — 30−35%.

По данным ФНС маркетплейсы эффективнее традиционных торговых сетей по налоговой отдаче.

Зато Сбер активно продвигает собственный маркетплейс. Для «физических сетей», которые Греф якобы хочет защитить, доля присутствия брендов на определённой территории не может превышать 25%. Для Сбера таких ограничений нет.

Маркетплейсы продают товары дешевле ритейла за счет эффективной логистики, отказа от спекулянтов-посредников, сокращения непроизводительных расходов. Использованием ИИ-моделей позволяет вести гибкую ценовую политику.

Упомянутые банками скидки маркетплейсов ускоряют товарооборот и повышают доходы и инвестпотенциал не торговли, а производителей.

О конкурентных преимуществах маркетплейсов сказал помощник президента России Максим Орешкин.

То, что из-за маркетплейсов теряют деньги традиционные торговые сети и банки, это конкуренция в чистом виде.

Олег Дерипаска посоветовал банкам: «Хватит плакаться о скидках, которые дают населению в маркетплейсе, дайте скидки на ипотеку, на автомобильный кредит, на лизинг, на всевозможные банковские комиссии и другие свои кабальные продукты — и все клиенты будут ваши».

Банки поспешили заявить, что они выступают за дисконты на цифровых платформах, но без привязки к тому, какой картой потребитель оплачивает товар.

Маркетплейсы убивают традиционный бизнес

Руководитель сети гипермаркетов «Маркер-игрушка» Олег Витковский рассказал «СП»:

— Я первоисточник поставок игрушек в страну. Ниже цены только на заводе-производителе. Но попробуй возьми на такую сумму и на такой объем.

Мы же маркетплейсам игрушки и поставляем. Причем, разница между оптовыми и розничными ценами у нас доходит до 40%. Крупным оптовикам еще больше.

«СП»: Маркетплейсы нанесли ущерб крупным сетям?

— С одной стороны, да. Есть ущерб крупным компаниям. Вплоть до закрытий некоторых. Но сильнее пострадал малый бизнес, в том числе тот, который сам производил небольшие партии товаров. Процентов 70 небольших цехов закрываются.

«СП»: Откуда такие данные?

— Я каждую неделю ищу себе оборудование. Те же швейные машины, например. У меня помимо торговой сети есть производство. Швейных машин для пошива одежды с поставкой потом товара на маркетплейсы ранее малый бизнес покупал много. Сейчас это оборудование продают. Оно почти новое: год-два всего поработало.

Покупали оборудование, когда пошел подъем маркетплейсов. Но сейчас тренд на укрупнение поставок. Это удобнее для маркетплейсов с точки зрения цены, объемов. Ужесточились условия со стороны крупных площадок — и мелкие поставщики стали закрываться. Чтобы работать производителям с маркетплейсами, нужен специальный отдел. А в малом бизнесе папа, мама и я — все сотрудники.

«СП»: Маркетплейсы — плюс или минус для экономики?

— Сначала скажу про минусы. Когда в регион заходят маркетплейсы, они буквально выжигают торговую среду, которую здесь строили годами. Но маркетплейсы несут огромные расходы на создание логистики: склады, машины. Кредиты сейчас тоже дорогие. После столиц маркетплейсы пришли недавно в Челябинск, Уфу, Омск, Тюмень. Например, четыре огромных склада вокруг объездной дороги в Челябинске. Такого масштаба мы еще не видели. Все расходы закладываются в товарные наценки. И цены на маркетплейсах поднялись.

«СП»: Малому бизнесу придется теперь «лавочку сворачивать»?

— Наценка 40% на товар, считай, нулевая наценка. Ты не понимаешь, откуда вылезут дополнительные расходы. Вдруг начнут штрафовать бизнес. Или обяжут оплачивать дополнительные услуги.

«СП»: Какой должна быть наценка, чтобы бизнес мог выжить?

— 80−100%. Надо еще учитывать возрастающий НДС, подумать, в какие сроки тебе вернутся вложенные деньги. Рентабельность бизнеса 40% просто съедается дополнительными условиями. Это результат действий государства, где-то обдуманных, где-то нет. Находят в бюджет дополнительные доходы. Но если бизнес разоряется, завтра ты с него уже ничего не возьмешь. Об этом не думают.

«СП»: В торговых сетях цены растут?

— У всех цены растут. В сетях, на маркетплейсах. Но маркетплейсы точно в рынке. При этом рынок сильно съеживается. Многие дотянут бизнес до Нового года, край до 8 марта — и на этом всё. 20−25% бизнесов закроются, особенно в сфере торговли и услуг. Хотя сотрудники не останутся без работы, уйдут в более крупные компании.

Начальник отдела по работе с маркетплейсами сети «Маркер-игрушка» Николай Маслов в беседе с «СП» подтвердил:

— Мы и самостоятельный селлер (продавец, который размещает свои товары на маркетплейсе — «СП»), и посредник между селлерами и производителями.

«СП»: Речь идет об импортных игрушках?

— Не только импортных. Поставляем еще игрушки владельца нашей сети: мягкие игрушки и игрушки из дерева (тренд уже несколько лет).

Читайте также
Дальнобойщики взывают к президенту: «Владимир Владимирович, остановите уже беспредел на дорогах!» Дальнобойщики взывают к президенту: «Владимир Владимирович, остановите уже беспредел на дорогах!» Штраф в 600 тысяч рублей за «негабарит» и «перегруз» стал привычным делом на российских дорогах

«СП»: Если ваша компания поставляет игрушки маркетплейсам, может быть, что там они для потребителя окажутся дешевле, чем в вашей сети?

— Может быть. Калькулятор цены площадки — очень динамичная история. Крупнейшие маркетплейсы постоянно меняют комиссию, условия для покупателя. Не все алгоритмы площадок понятны. Иногда с точки зрения математики они не просчитываются. И возникают сомнения в чистоплотности.

«СП»: Что скажете про конфликты банков и традиционных сетей, с одной стороны, и маркетплейсов, с другой?

— Селлеры ждут принятия закона о маркетплейсах. Он в стадии разработки.

«СП»: Зачем нужен этот закон?

— Чтобы сделать торговлю на маркетплейсах прозрачнее. И этот же закон мог бы урегулировать и отношения с банками. Я про использование маркетплейсами своего банка. С точки зрения маркетплейсов, кстати, это грамотный маркетинговый ход.

Пожелавший остаться неизвестным уральский предприниматель, работающий с маркетплейсами, в разговоре с «СП» заметил: «В споре банков с маркетплейсами цель наезда понятна, аргументы Грефа — нет.

Кстати, скидки на маркетплейсах и экономия на налогах — это вообще «разные пироги». Понятно, что скидки на маркетплейсах раздражают селлеров. Но их мнения никто не спрашивает".

Последние новости
Цитаты
Николай Азаров

Председатель Комитета спасения Украины, экс-премьер Украины

Владимир Оленченко

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня