«Экономические условия в России: Людям и бизнесу невыгодно работать…»
Никита Кричевский

15 декабря таксисты сразу в нескольких регионах объявили, что не выйдут в рейсы. Тем самым они решили привлечь внимание к своим требованиям.
По словам водителей, сотрудничающих с «Яндекс. Такси», их заработки сейчас «крайне низкие» даже с учетом роста цен для пассажиров. Причина — дороговизна содержания автомобиля и затраты на топливо. «Наша цель — забрать свой хлеб, который мы заработали, а не довольствоваться крошками», — заявили таксисты.
Организаторы акции еще 8 декабря создали телеграм-чат, к которому за пять дней присоединилось более 1,6 тыс. человек. Информация об этом также распространялась в профессиональных пабликах и каналах. Их участники призывали коллег проявить солидарность и не работать минимум сутки. А дальше — «видно будет»…
Пора лавочку сворачивать: «Когда узнала, что патенты подорожают в 3−6 раз, впала в ступор»
Предприниматели возмущены, что с ними не посоветовались. И не понимают, чего ждать дальше
«Практически вся Россия идет на забастовку… 15 числа посидите дома, уделите внимание семье. Давайте просто перейдем от слов к делу, объединимся и одним днем не выйдем на линию. Сегодня нас будет тысяча человек, завтра десять тысяч, послезавтра сто тысяч. Они в „Яндекс“ вспотеют, они понесут огромные убытки. Нужно просто брать и делать», — заявил один из таксистов.
Требований к «Яндексу» у водителей три: снизить комиссию агрегаторов до 10%, показывать информацию о пункте назначения в заявке, сделать минимальный заказ не меньше 150 рублей. Водители отмечают, что даже с ростом цен для пассажиров они все равно зарабатывают копейки: ведь содержать авто и оплачивать бензин им приходится самим.
Как следует из чатов, в которых таксисты обсуждали свою тактику, в первый день забастовки водители планировали встретиться, познакомиться, подписать петицию со своими требованиями. Продолжатся ли протесты дальше и будут ли водители услышаны — пока не понятно.
Подобные акции были в отдельных городах и раньше, но не так массово. Результатов это особо не принесло. В некоторых случаях водителям даже пригрозили административной ответственностью по митинговым статьям. Так было, например, в Сургуте.
Жалобы таксистов на то, что их «обирают» агрегаторы, общеизвестны. В то же время в последние дни в соцсетях завирусилось видео, в котором таксист наглядно показывает своему пассажиру — молодой девушке, что заработал в месяц больше 450 тыс. рублей.
В последнее время стоимость поездок в такси заметно выросла. Москвичи уже на грани того, чтобы провести свою забастовку — против подъема цен на такси в Москве. Есть ли на сегодня разумная альтернатива «Яндекс-такси»? Может ли быть создано муниципальное такси? С такими вопросами «СП» обратилась к вице-президенту Национального автомобильного союза Антону Шапарину.
«СП»: На забастовку 15 декабря могут обратить внимание? Или все останется по-прежнему?
— Строго говоря, сегодняшний невыход таксистов на работу я не могу назвать забастовкой. Бастовать могут только таксисты, которые официально числятся в таксопарках как сотрудники.
Виртуальные таксопарки, а также те, кто работает через приложение «Яндекса», — не в счет. Просто люди решили так привлечь к себе внимание.
«СП»: Реальны ли требования тех, кто не вышел 15 декабря на работу?
— В основе этого конфликта лежит давняя история: пассажир хочет доехать подешевле, а таксист хочет заработать подороже. Но стоимость поездки зависит не только от того, сколько «Яндекс» забирает себе, а от других факторов.
Например, от погоды, от того, сколько машин сейчас на линии. Если машин много — цена будет ниже, если мало — соответственно, выше. Агрегатор такси дает возможность таксисту не стоять на месте, а совершать поездки постоянно.
Понятно, что проще ездить меньше и получать деньги по завышенному тарифу, но так не бывает. Если такой формат работы не устраивает, таксист может устроиться в другой таксопарк, где такси вызывают по телефону.
«СП»: А есть ли на сегодня такие такси? А то у многих ощущение, что «Яндекс. Такси» — это монополист в Москве, да и в России тоже…
— Это совсем не так. В Москве есть сервис «Максим», хотя в большей степени там предпочитают работать в регионах.
Есть такси Nexi, есть «Таксовичкоф». Там другая бизнес-модель, если «Яндекс» не устраивает, можно найти другую работу через другие сервисы.
«За базар ответил»: «Алексеевский рынок» в Воронеже пытаются очистить от «азербайджанской мафии»
Михаил Матвеев, КПРФ: «Мы, наконец, начали отдавать приоритет не сомнительной „дружбе народов“, а национальным интересам»
«СП»: Многие таксисты связывают свои требования с тем, что каждый день у них требуют техосмотр автомобиля и медицинское освидетельствование. Это якобы отнимает массу времени, мешает зарабатывать. Можно ли что-то изменить?
— Все понимают, что ежедневно проходить медосмотр и техосмотр невозможно, поэтому давно сложилась система липовых справок, о которых чиновники знают и на которые закрывают глаза. В стоимость поездки такса за «липовый» осмотр уже заложена.
«СП»: В ближайшее время государство грозится пересадить всех таксистов на машины АвтоВАЗа. Как это скажется на стоимости такси?
— Цены на поездки вырастут, потому что не у всех водителей есть возможность купить авто из Тольятти. Правда, говорят, что таксистам их будут предоставлять со скидками, но все равно, издержки заложат в стоимость поездки. Так или иначе, после этого с рынка такси может уйти большое количество игроков. Не исключаю, что многие перетекут в «серую зону». Собственно, в некоторых российских городах это уже происходит.
«СП»: А почему бы в Москве не создать альтернативу «Яндекс. Такси»? Например, муниципальное такси. Чем не выход? В связи с «забастовкой» таксистов в соцсетях сегодня звучат призывы восстановить советские таксопарки, а не передавать пассажирские перевозки в сомнительные руки. Дескать, это обеспечит и контроль технического состояния авто, и медосмотр перед выездом. Может быть, виртуальные таксопарки действительно стоит оставить в прошлом?
— К сожалению, это нереально. Земля в Москве очень дорогая и вся распределена между собственниками. Выделять такие площади просто под машины — идея спорная. Место парковки такси будет заложено в тариф и неизбежно приведет к тому, что цены взлетят до небес.
Вместе с тем, думать о проблемах такси надо, потому что переход на АвтоВАЗ может действительно привести к массовому уходу таксистов в «серую зону» и созданию альтернативных схем извоза.