«Иран готовится ударить по Израилю...»
Евгений Сатановский
Итоги «прямой линии» Владимира Путина продолжают отзываться эхом во многих российских регионах, жители которых напрямую обратились к президенту с жалобами. Обсуждают их и в Челябинской области, которая «отметилась» обращением жителей поселка Джабык.
Люди жаловались на срыв сроков строительства физкультурно-оздоровительного комплекса. Но кое-что осталось за кадром.
Джабык печально прославился в июле 2021 года. В результате грандиозных лесных пожаров в двух населенных пунктах, включая Джабык, выгорело несколько десятков частных жилых домов.
Местные спасались от налетевшего огня кто как мог: на частных машинах, на автобусах, бегом, на велосипедах. Потом был длительный процесс восстановления сгоревших домов одним погорельцам и выплаты компенсаций другим.
«Дороги нужно делать чистыми руками», считают в ФСБ Челябинска
Очистка рядов местных дорожников идет весь год: к арестованным министрам опять добавились чиновники
В августе того же года в Челябинскую область прибыл президент России. Ему организовали облет пострадавших территорий. Вместе в главой государства последствия лесных пожаров осмотрели тогдашние министр МЧС Евгений Зиничев, полпред президента в УрФО Владимир Якушев, а также губернатор области Алексей Текслер.
По итогам президент провел совещание. На нем губернатор попросил президента помочь со строительством дороги в посёлок Джабык из села Париж (есть в Челябинской области и такое село) протяженностью 19 километров.
Президент пообещал помощь. Дорогу в регионе сразу окрестили «путинской». Увы, в намеченные сроки ее не сделали. Данный эпизод стал одним из ключевых в уголовном деле первого замминистра дорожного строительства Челябинской области Станислава Харченко.
Уточним, из федерального бюджета на эту дорогу были выделены почти полмиллиарда рублей. Планировалось, что дорога протяженностью 19 километров будет двухполосной. Ширина полосы движения составит 3 метра, проезжей части — 6 метров, пешеходной части тротуара — 2 метра. Вид покрытия дороги — асфальтобетон.
Но характер проекта, условия конкурса и исполнители контракта сразу вызвали сомнения у специалистов. Так, эксперт по инфраструктуре Яков Гуревич осенью 2021 года заявил: «Это абсолютно коррупционная схема. Нужно освоить почти 500 миллионов рублей менее чем за два месяца (до 15 декабря). С такой интенсивностью в России не выполняется ни один дорожный проект. И сумма завышена и сроки нереальные. Поэтому даже никто из „близких“ областной власти коммерсантов не решился. Президентский контроль все же, слишком серьезные риски».
В октябре в региональное управление антимонопольной службы поступили замечания компаний «Нефтехимремонт» из Уфы и «Арго» из Москвы, которые хотели принять участие в конкурсе, но «тормознулись», ознакомившись с условиями.
На выполнение контракта отводилось два месяца. Причем, подрядчик должен был разработать проект, получить согласование и, собственно, построить дорогу.
Фактически на строительные работы оставалось месяц-полтора в ноябре-декабре, когда на юге Челябинской области лежит снег. Исполнить обязательства не представлялось возможным.
В письме «Нефтехимремонта» говорилось: «Работы невыполнимы из-за того, что требуют особых условий (например, ограничений по температуре и погодным условиям), а период, установленный в документации, их не учитывает, установленные сроки нарушают все возможные ГОСТы и другую нормативную документацию, прописывающую стандарт качественного выполнения работ.
Считаем, что заказчик не заинтересован в качественном выполнении работ, так как многие работы предполагают более существенные сроки на выполнение и за 1,5 месяца невозможно их выполнить, либо выполнение работ приведет к нарушению технологии и невозможности эксплуатации объекта даже в случае привлечения субподрядчиков"
Неудивительно, что на первый аукцион в октябре 2021 года никто не заявился. На втором же победила компания «Уралдорстрой» Нвера Колозяна, к работе которой ранее было много претензий у Общероссийского народного фронта (ОНФ).
Сроки строительства «путинской» дороги сперва подвинули на пять дней. В ноябре жители Челябинской области обратили внимание на возможные отклонения от технологии строительства дороги Париж — Джабык. В соцсетях появились фотографии и видеозаписи, как эту дорогу вместо щебня отсыпают мраморной крошкой. Один из местных политиков отметил: «Возмущение жителей вполне понятно. Имеется печальный опыт. Дорога Новокаолиновый — Кизилчилик — Песчанка, отремонтированная за 186 млн рублей и отсыпанная той же мраморной крошкой, — в непроезжем состоянии».
Министерство дорожного хозяйства и транспорта области на обращение в соцсетях отреагировало так: «При ремонте данной дороги проводится на постоянной основе лабораторный и строительный контроль. При выявлении замечаний подрядчик должен будет устранить их в кратчайший срок. Некачественно выполненные работы приниматься и оплачиваться не будут».
В конце года прозвучала официальная информация по этой дороге: сроки завершения строительства переносятся на следующий год.
Ожидаются посадки? Легкое метро (метротрам) оказалось для Красноярска неподъемной проблемой
Единого проекта нет, сметы нет — работы ведутся, но денег работягам не платят
Лишь в августе 2022 года губернатор Текслер в ходе визита на юг области показал подписчикам своих соцсетей новую дорогу «Париж — Джабык», построенную на средства федерального бюджета. И пообещал «ещё не раз поездить по этой дороге», принимая работы у подрядчика.
А потом случилось удивительное — глава компании-подрядчика угодил под уголовное дело. Нвера Колозяна задержали в декабре 2023 года. Под следствие попали также сын Колозяна и группа чиновников. Задержанные, по версии следствия, помогали фирме Колозяна-старшего получать выгодные контракты и проходить проверки. За это подельники-чиновники получали деньги и другие имущественные блага. Сумма контрактов, с которых группировка выводила денежные средства, достигла почти 6 млрд рублей.
«Свободная Пресса» рассказывала об уголовном деле Колозяна, которое закончилось логичным приговором. Кстати, Колозян дал следователям показания на вышеупомянутого замминистра Харченко.
Тем временем в группе «Текслер, помоги!» в соцсети «ВКонтакте» прошедшим летом появилось обращение от жителей Запасного. Это село пострадало от лесных пожаров в 2021 году наравне с Джабыком.
Сигнал из Запасного звучал так:
— Сколько должно еще случиться лесных пожаров, чтобы нашу проблему заметили? Сколько еще чиновников должно проехать на своих автомобилях по этой дороге, чтобы понять: так дальше нельзя, людям нужно помочь? Просто, по-человечески жить, детей возить в школу и обращаться за медицинской помощью.
В 2021 году от лесного пожара жители Запасного сильно пострадали, некоторые дома чудом удалось спасти. То ли чиновники проехали только от Парижа до Джабыка и поняли, что дорога требует замены, то ли просто закрыли глаза на то, что проблема решена не полностью…
Дорога Запасное-Джабык существует десятки лет, проехать по ней без последствий для машины невозможно. Сплошные ямы, выбоины, периодически ее размывает. Обращения в администрацию закончились отписками: мол, дороги не существует, она техническая, ремонту не подлежит, бюджет не выделен… Мы много лет живем здесь, много лет ездим по этой дороге. Проехать участок в 7 км занимает 30 минут… Когда речь идет о чьей-то жизни, иногда счет идет на минуты. Как скорой помощи добираться сюда? Просим решить наконец этот вопрос (конец цитаты).
Интересно, если жители Запасного достучатся-таки до федеральных руководителей и им тоже выделят средства на строительство дороги, кто будет ее делать? И каким должен быть контроль за строительством, чтобы эту новую дорогу не постигла судьба вышеописанной «путинской» дороги?
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал