Цели, которые ставит перед государственными музеями эпоха глобализма, в корне меняют саму суть этого довольно-таки консервативного учреждения. Нет, конечно, никто не убирает важнейшей задачи хранения и изучения культурного наследия, куда же без этого. И все же от музея сегодня ждут еще и выполнения функций образовательного центра и места, где осуществляются творческие коммуникации.
При этом вовсе не обязательно знакомиться с экспозицией, а можно просто пойти развлечься. Ведь большинство музеев имеют кино и лекционные залы, а в последние годы в крупных европейских музеях обосновались модные рестораны, в которых назначают бизнес-встречи, не говоря уж о проведении корпоративов и светских мероприятий, ставших стабильным источником музейного дохода. В попытках привлечь посетителей и в поисках альтернативных заработков многие госмузеи мира лихо рванули по пути превращения в досуговые и развлекательные центры, не обращая внимания на возгласы отдельных экспертов, о том, что этот путь ведет к утрате индивидуальности. Появившаяся музейная франшиза, которой вовсю пользуется Эрмитаж и музей Гуггенхайма, тому лишнее подтверждение.
Сегодня, например, в Европе, если и открываются государственные музеи, то, как правило, узко тематические и с четко просчитанной аудиторией.
Вроде антверпенского музея Red Star Line museum, посвященного эмиграции европейцев (в основном евреев из Восточной Европы и России) в США, или брюссельского музея Musée Fin-de-Siècle, открывшегося в мае прошлого года в здании Royal Museums of Fine Arts of Belgium. Fin-de-Siècle в переводе с французского означает «конец века», точнее определенный период 1890—1910 годов в истории европейской культуры, который в России получил название Серебряный век.
Зато в музеи активно преобразуются крупные частные коллекции. Так в октябре этого года в Париже по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Гери был открыт Музей современного искусства Фонда Loui Vuitton. построенный на средства французского миллиардера Бернара Арно. Последний владеет компанией LVMH и обширной коллекцией произведений искусства. Через 55 лет здание перейдет в собственность мэрии Парижа. А вот Лондон прогадал, отказавшись от схожего предложения, когда в начале 1990-х миллиардер Халили предложил свою крупнейшее собрание исламского искусства, стоимостью в £1 млрд. (с тех пор цены на нее значительно выросли) в дар Британии в обмен на создание музея его имени.
За счет чего живут музеи?
В США почти все музеи финансируются частными лицами или компаниями, государственных музеев там практически нет. Поэтому именно в США система финансирования музеев наиболее разнообразна и максимально использует все возможные экономические инструменты. Поступающие из разных источников средства (пожертвования, взносы, средства от продажи части коллекции
К слову, практики продажи части работ, чтобы содержать арт-институцию не чураются и европейские музеи. Так, например, а прошлом году знаменитый музей Леопольда (MuMoK) в Вене продал на февральских торгах Sotheby’s в Лондоне рисунок австрийского экспрессиониста Эгона Шиле «Любовники (Автопортрет с Уолли)"за £7,9 миллиона.
В Британии ситуация принципиально иная, здесь до недавнего времени буквально-таки царил культ музеев. Правительство полностью финансировало порядка 20 музеев, что позволяло сделать вход на основную экспозицию бесплатным. Остальные получали поддержку из муниципальных источников, и лишь единицы существовали исключительно на частные средства. При этом музеи Туманного Альбиона по объему спонсорской поддержки и инвестиций, собранных попечительским советом, значительно обскакали все остальные учреждения культуры. Кроме того, когда нужно купить дорогостоящий экспонат в коллекцию, деньги берут у частных лиц или из фонда Национальной лотереи — тиражи проходят еженедельно, а все средства идут на медицину, образование и музеи. Однако радужное существование за государственный счет у музеев закончилось в Британии пару лет назад, многим из них на четверть урезали финансирование.
Ян Блэтчфорд (Ian Blatchford), директор знаменитого лондонского Science Museum и Science Museum Group, пояснил, что из бюджета музея около $90 миллионов, государство финансирует около 70%, остальные деньги музей зарабатывает самостоятельно. Кстати, этому музею деньги дают и частные спонсоры, среди которых много лондонских банкиров, изучавших физику или математику (в ближайшее время музей планирует открытие математической галереи) в университетах, и Google, так как в музее большой компьютерный раздел.
Голландия и Бельгия
Для таких небольших стран, как Бельгия и Нидерланды, музейная политика недавно стала частью госпрограммы по привлечению туристов и воспитанию населения, поэтому сейчас в музеи вкладываются значительные средства в надежде на отдачу в будущем.
Голландскому Amsterdam Museum, чей годовой бюджет немногим более €10 миллионов примерно 80% дает государство. А управляет музеем, чтобы повысить его эффективность специальный фонд, который позволяет музею не зависеть от возможных сокращений госбюджета и более мобильно использовать средства.
Директор объединения Amsterdam Museum Бьерн Стенверс (Bjorn Stenvers), пояснил, что можно на выставках, но, будучи государственным музеем, Amsterdam Museum обязан соблюдать баланс и делать, наряду с коммерческими, много образовательных и социальных проектов.
«Деньги приносят и другие источники, например, кино- и телекомпании, которые хотят снимать фильмы и сериалы в интерьерах музея, онлайн торговля (через сайт можно заказать постеры, майки, и любые сувениры с символикой музея), знаменитый „голубой“ голландский фарфор, точные реплики прекрасной посуды, сделанной в XVI веке. По его словам, при музее есть торговая фирма, которая управляет магазином, где продается сувенирка и интеллектуальные игрушки — у нас есть лицензия на их производство. Кроме того, иногда мы сдаем помещения музея для проведения различных мероприятий и вечеринок», — пояснил он.
Директор нового антверпенского музея Red Star Line Люк Верхейен (Luc Verheyen), рассказал, что большинство музеев в Бельгии также зависят от госфинансирования.
Муниципалитеты финансируют городские музеи, которые есть во всех основных городах — Генте, Антверпене, Брюсселе, есть музеи, которые поддерживаются из бюджета провинций, например, FotoMuseum из провинции Антверпен, также есть музеи, которые поддерживаются из федерального бюджета Бельгии.
«Из муниципального бюджета Антверпена финансируется 10 музеев, в том числе наш музей Red Star Line Museum, музей у реки МАС (MAS), дом Рубенса, замечательный музей Плантена-Моретуса (Plantin-Moretusmuseum), являющийся наследием ЮНЕСКО и другие», — отметил Верхейен.
Кроме того, по его словам, в прошлом году многие музеи Фландрии получили значительные частные инвестиции, которые могут составлять до 30% бюджета. «Антверпен разрешил своим музеям работать с независимой ассоциацией музеев и наследия, своего рода фондом, который аккумулирует все музейные деньги, поступающие из бюджета, а также ищет различных инвесторов. Наличие такого независимого музейного управляющего облегчает проведение многих процедур и перераспределение средств, а также получение частных денег. От этой структуры также зависит также покупка новых экспонатов. Таким образом, в ведении городского бюджета остались только средства на зарплаты работников», — пояснил он. Если музею нужно пополнить коллекцию, то он обращается к ассоциации, управляющей музейными финансами, и она находит необходимую сумму из госсредств или частных вложений.
«Но государственные музеи не имеют права продавать, даже в случае крайней необходимости ничего из своей коллекции, как это скажем принято у Арт-фондов или американских музеев», — пояснил он.
По его словам, среди бизнес структур, крупных компаний интерес к музеям сегодня это своего рода тенденция, тренд, которого раньше не было. «Сегодня в Бельгии компании позиционируют себя, как организации, которые возвращают деньги обществу, и инвестиции в культуру с этой точки зрения наиболее привлекательны. Поэтому, за последний год появилось несколько новых музеев, в том числе и Red Star Line и Fin-de-Sec Museum» , — добавил он.
Российские реалии
У российских музеев система финансирования также существует на федеральном, областном и муниципальном уровнях, за исключением того, что наши музеи не способны ни привлечь достаточно частных инвестиций (хотя почти у всех крупных музеев есть попечительские советы), ни заработать на уровне своих западных коллег. Хотя многие из них пытаются взять на вооружение иностранный опыт — продают сувенирку, открывают книжные магазины современного формата, устраивают модные выставки, заводят бесплатный wi-fi, а в Петергофе и Эрмитаже даже создали фонды целевого капитала (эндаумент).
Хотя, согласно закону № 83-ФЗ от 2011 года, в котором прописана новая система финансирования бюджетных учреждений, в музее могут хоть ресторан открыть, хоть отель, хоть туристическое агентство, за последние два года подвижек в этой сфере не произошло.
Ежегодно из федерального бюджета российским музеям выделяется порядка полутора десятков миллиардов рублей. Бюджет крупного федерального музея составляет около 700−900 миллионов рублей, включая то, что удается заработать самостоятельно (это от 5 до 15%) и пожертвования. Отдельной строкой идет финансирование крупных строек, самые затратные — реконструкция Эрмитажа и стройка ГМИИ, в 2015 году на Пушкинский музей выделят 1,5 миллиарда рублей, на Эрмитаж — 2 миллиарда рублей.
Но такая поддержка выделяется лишь избранным, а большинство музеев по всей стране продолжают выживать, без всякой надежды на развитие экономической самостоятельности. Зарабатывать в нашей стране получается лишь у маленьких тематических музеев, вроде Музея Пастилы, которые помимо правильного маркетинга умудряются еще и выигрывать различные гранты. Одно время в Минкультуры возлагали надежды на государственно-частное партнерство (которое бы позволило зарабатывать через дополнительные источники, такие как гостинцы или рестораны), но сегодняшние инвесторы если и проявляют реальный интерес к музеям, то лишь в надежде что-то оттяпять, например, часть территории. Долгосрочных вложений в музейную экономику никто делать не стремится. Так что жить и дальше музеям придется главным образом за счет государства, без особых перемен.
Зато в последние время активизировался процесс открытия частных музеев: музей Фаберже в Санкт-Петербурге, недавно открытый Вексельбергом, на подходе открытие музея импрессионистов в Москве, которое коллекционер и бизнесмен Борис Минц запланировал на 2015 год, музей на основе своей коллекции к концу этого года обещал и Давид Якобашвили, также ожидается скорое открытие музея Ар-деко. Возможно именно опыт российских частных музеев поможет понять, как эффективно выстроить музейный бизнес в современных российских реалиях.
Фото: Юрий Белинский/ ТАСС