«Все ключевые законопроекты рубятся на корню ЕР при поддержке сателлитов из ЛДПР…»
Сергей Аксенов
Черная, исцарапанная пластинка. На круглой этикетке — лаконичная аннотация: «Принимай нас Суоми-красавица». Муз. Покрасс, сл. Д’Актиля, исп. ансамбль Красноармейск. песни и пляски ЛВО п/у Анисимова". Диск изготовлен на Фабрике граммофонных пластинок в Ленинграде 75 лет назад -в 1939 году.
Бережно кладу пластинку на диск патефона, опускаю мембрану. Шипенье, треск. Потом — короткое музыкальное вступление. И сильный, красивый тенор бодро выводит первые слова песни:
«Сосняком по откосам кудрявится
Пограничный, крутой косогор.
Принимай нас, Суоми-красавица,
В ожерелье прозрачных озер".
Хор подхватывает, словно утверждая добрые намерения пришельцев…
Кажется, голос певца улетает в далекое прошлое. И разливается в черном небе над заснеженными полями и лесами. Мелькают огни костров, возле которых слышны веселые возгласы, россыпь аккордов гармошек и баянов. Через несколько часов, на рассвете 30 ноября 1939 года, морозный воздух на Карельском перешейке наполнится стуком сотен тысяч сапог красноармейцев, шагающих по обледенелым дорогам, ревом моторов и лязгом гусениц.
«Ломят танки широкие просеки,
Самолеты кружат в облаках,
Невысокое солнышко осени
Зажигает огни на штыках".
В песне — все красиво. Красная армия устремилась в боевой поход. Очередной и, конечно же, победный! Заодно можно снова убедиться, как душевны и проникновенны были песни той поры! И эта мелодия — если не придавать значения идеологии — сметает спокойствие, заставляет учащенно биться сердце:
«Мы привыкли брататься с победами
И опять мы проносим в бою
По дорогам, исхоженным дедами,
Краснозвездную славу свою".
В жизни все было по-другому. Буднично и страшно. Лавина людей в серых шинелях переливается через финскую границу. Студеный воздух наполняет свист снарядов, вой бомб. Со стороны Кронштадта грохочут береговые орудия. В багрово-синем предрассветном небе встает высокая стена огня.
Финны отвечают залпами — не менее решительными, но не столь мощными. Поля и леса сотрясаются от разрывов мин и снарядов. Падают наземь первые сраженные пулями и осколками бойцы «на той войне не знаменитой»…
Об истории песни «Принимай нас, Суоми-красавица» почти ничего известно. Не сохранились ни автографы, ни ноты, ни свидетельства авторов. В общем, это не удивительно — они выполняли секретное задание Главного политического yпpавления Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Самое время вспомнить авторов «Суоми-красавицы».
Братья Даниил и Дмитрий Покрассы к 1939 году были известными композиторами. Они прославились сочинением бравурных мелодий, напоминающих о героизме, воспевающих мощь Родины и прославляющих советских вождей. Это — «Марш танкистов», «Если завтра война», «Москва майская», «Марш Буденного».
В общем. репутация музыкантов не вызывала сомнений. А вот послужной список их соавтора — ленинградского стихотворца Анатолия д`Актиля не был столь безупречным.
Его поэтический стиль был легковесным. Он писал куплеты, романсы, тексты для Ленинградского мюзик-холла. И даже пародировал «Песнь Буревестника» Горького. Правда, в 1928 году, когда писатель был в эмиграции.
Ну а о Родине, партии, вождях, у д`Актиля что-нибудь было?
Да, но мало. Он сочинил слова к двум маршам — «конников Буденного» и «энтузиастов"на музыку Дунаевского. Помните?
«Нам нет преград,
ни в море, ни на суше.
Нам не страшны,
ни льды, ни облака…"
По всему выходит, что советские идеологи могли отыскать поэта более известного и главное, более идейного. Но все же их выбор пал на д`Актиля. Почему? Тоже тайна.
Между прочим, поэт умер в 1942 году в блокадном Ленинграде. Кольцо окружения вокруг города сжимали не только немцы, но и финны…
Авторы не заслужили упреков. Хотя они писали по заказу, но были искренни. И сочинили чудесную, зажигательную песню.
Как уже сказано, пластинка была записана в августе 1939 года. Многие историки считают, что именно тогда стало ясно, что военного столкновения с Финляндией избежать не удастся.
Но это вопрос спорный!
Да, на Карельском перешейке началась концентрация частей Красной армии. В нескольких километрах от их позиций сновали финские саперы, лихорадочно достраивавшие линию Маннергейма. Но в песне звучат слова, в которых нет ненависти и «ярости благородной», которая захлестнет советских людей в июне сорок первого. Финнов не называют врагами, их пытаются убедить, что к ним идут не завоеватели, а доброжелательные соседи, готовые помочь строить новую жизнь. Но сначала северянам надо освободиться от груза прошлого:
«Много лжи в эти годы наверчено,
Чтоб запутать финляндский народ.
Раскрывайте ж теперь нам доверчиво
Половинки широких ворот!"
Можно предположить, что Красная армия готовилась не к войне, а к «освободительному» походу. К тому же, непродолжительному. Наверное, поэтому советские солдаты вышли к северной границе, в прямом смысле слова, налегке — без зимнего обмундирования и теплых вещей. Да и планировалась кампания не на предзимье, как произошло, а на месяц-другой раньше. Первоначальный замысел советского руководства выдают — когда еще такое бывало?! — строки из песни: «Невысокое солнышко осени зажигает огни на штыках…»
Красные командиры искренне верили, что финны, увидев русскую армаду, в ужасе разбегутся по лесам. Да и сам Сталин был в этом уверен: «Достаточно громко сказать им, если же не услышат, то разок выстрелить из пушки, и финны поднимут руки вверх…».
Сохранился снимок, сделанный 16 октября 1939 года на вокзале в Хельсинки. На нем -финская делегация, вернувшаяся из Москвы. Лица дипломатов непроницаемы, хотя их мрачное настроение не вызывает сомнений- переговоры с руководством СССР завершились провалом. Провожая гостей, советский министр иностранных дел Молотов сурово изрек: «Теперь вести переговоры будут солдаты».
Туман рассеялся. Уже не было сомнений, что впереди война. И слова песни приобретают зловещий смысл:
«Ни шутам, ни писакам юродивым
Больше ваших сердец не смутить.
Отнимали не раз вашу родину —
Мы приходим ее возвратить".
…У песен разные судьбы. Одни живут веками, другие — всего несколько лет. Песня «Принимай нас, Суоми, красавица» звучала из черных тарелок радио считанные дни, лишь в самом начале войны. Пока была надежда, что военная кампания будет скоротечной и обойдется без больших жертв.
Но шло время, а упорство финнов не ослабевало. Красная армия несла тяжелые потери, пылали краснозвездные танки, подожженные «коктейлями Молотова», грохотали финские пистолеты-пулеметы под названием «Суоми». И заключительные слова песни вызывали грустную улыбку:
«Мы приходим помочь вам расправиться,
Расплатиться с лихвой за позор.
Принимай нас, Суоми — красавица,
В ожерелье прозрачных озер!"
Долгие годы о песне братьев Покрасс и д`Актиля никто не вспоминал. И лишь недавно она зазвучала снова. Эта мелодия — эхо той далекой войны, о которой мы почти ничего не знаем. Только самую малость — она была жестокой и кровопролитной.
Фото: heninen.net