
«Будденброки» — первый, автобиографический роман знаменитого автора «Волшебной горы» и «Иосифа и его братьев». Это жизнеописание нескольких поколений семьи немецких бюргеров, которые ведут свой вековой бизнес в небольшом портовом городке в Германии. Успешные коммерсанты, обладающие безупречной репутацией и твердыми принципами, они стяжают собственную славу и богатство, приобретая к тому же святую веру в гарантированное процветание потомков.
Действие романа происходит на протяжении менее чем полувека, пока младшие члены семьи, маленькие Будденброки, успевают повзрослеть и встать в центр событий. Временные рамки обозначены вполне точно, к тому же на протяжении всего повествования автор скрупулезно расставляет десятки хронологических меток.
Типичные обыватели доброй, старой Европы. Мы сегодняшние так далеки от них, да и когда на самом деле мы были близки этому укладу жизни, взглядам, привычкам? Понятен ли нам, давно читающим другие книжки, сдержанный и одновременно скрупулезный стиль и литературный темперамент Томаса Манна?
Режиссер Миндаугас Карбаускис находит, что эти мужчины и женщины с труднопроизносимыми фамилиями, оказались удивительно похожи на его современников — ровесников и самого режиссера, и актеров, играющих в спектакле. На поколение людей умных, одаренных, деловых, точных в целях, в том, чего хотят от жизни. И людей, одновременно очень ценящих семью, сосредоточенных на супружестве, на детях, доме.
Разве не кажется нам порой, что ясные перспективы бизнеса и спасительно реальные задачи семейного быта помогают чувствовать себя увереннее и защищают от сомнений? «Будденброки» о том, что защищают не полностью и не навсегда. Ты примерно учишься, затем приходишь в контору, с легкостью разбираешься в ведении сделок и финансовых потоков, приобретаешь положение и капитал, или выходишь замуж, получая возможность покупать посуду по своему вкусу, но в какой-то момент земля уходит из-под ног, с детства привычная картина мира трескается и выцветает на глазах.
Томас Манн дал своему роману подзаголовок — «история гибели одного семейства». Род Будденброков, в самом деле, пришел к закату и, наконец, прервался.
Мы не знаем, что будет с нами — теми, кто сейчас строит свою жизнь, все еще чувствуя волю к ней, видя смысл в строительстве и росте, в рождении и приобретении. И в спектакле РАМТа совершается попытка извлечь ту самую пресловутую «практическую пользу» из невеселой участи этих странных Будденброков из 19 века.
Инсценировка и постановка — Миндаугас Карбаускис
Сценография — Сергей Бархин
В ролях: Дарья Семенова, Илья Исаев, Виктор Панченко, Лариса Гребенщикова, Андрей Бажин, Татьяна Матюхова, Дмитрий Кривощапов, Оксана Санькова.