Желание посетить в РАМТе спектакль «Берег Утопии» (ближайший показ состоится в субботу, 4 апреля) появилось у меня давно и было естественным для поклонника творчества британского драматурга Тома Стоппарда. Однако постоянно останавливала беспрецедентная продолжительность спектакля: 8 часов действия, а с учетом перерывов и антрактов — 10 часов в театре! Но обещания, данные самому себе, исполнять надо. И да здравствует это чувство долга перед собой!
Бакунин, Белинский, Герцен, Тургенев, Огарев, Чаадаев — большим вызовом для автора было попытаться разместить всех этих великих людей в рамках одного произведения. И не меньшим вызовом для театра стало желание такую пьесу поставить. Том Стоппард — известный поклонник русской истории и культуры — со своей задачей справился блестяще. Дело было за коллективом РАМТа, театра, в котором пьесы британца ставить любят и умеют, спектакль «Рок-н-ролл» тому подтверждение.
И вот они ожили — люди, имена которых известны нам по школьной еще программе, люди, создававшие русскую литературу в ее «Золотой век», мыслители, мечтатели. Всего 70 персонажей и 35 лет жизни героев. От такого масштаба захватывает дух, такой размах ошеломляет. Очень быстро забываешь, что находишься в центре Москвы 21 века.
Первое, что поражает — невероятная актуальность тем, обсуждаемых героями произведения. Я вспомнил фильм Леонида Парфёнова «Россия, которую мы потеряли» и подумал, что нет, вовсе не потеряли. Она всё та же, всё те же вопросы в политическом дискурсе. Вот русские политические эмигранты выпивают в Париже за победу Англии в Крымской войне. Вот изгнанники с восторгом встречают Французскую революцию 1842 года, надеясь, что она станет катализатором протестов в России. Вот Чернышевский упрекает Герцена в слабости, уверяя, что реформы в России надо проводить «топором, а не пером». А вот и Герцен спрашивает у вечно неспокойного Бакунина, что тот будет делать, когда разрушит всё до основания.
Второе, на что сразу обращаешь внимание — прекрасная работа актеров. Белинский в исполнении Евгения Редько запоминается сразу, хотя и участвует только в первой части спектакля. Литературный критик получился у народного артиста России нервным, неуклюжим, неуверенным в себе при общении с людьми, но очень искренним и страстным, когда дело касается литературы.
«Белинский (Тургеневу). Я влюбился в литературу и так всю жизнь от этой любви и страдаю. Ни одна женщина еще не знала такого пламенного и верного обожателя. Я поднимал за ней все платочки, которые она роняла, — тонкие кружева, грубую холстину, сопливые тряпки, — мне было все равно. Все писатели — покойные и живые — писали лично для меня одного — чтобы тронуть меня, оскорбить меня, заставить меня прыгать от радости или рвать на себе волосы — и мало кому удавалось меня провести. Твои „Записки охотника“ — это лучшее, что было написано со времен молодого Гоголя. Ты и этот Достоевский — если он не испишется после первой вещи. Все еще будут восхищаться русскими писателями. В литературе мы стали великим народом раньше, чем сами были к этому готовы».
Михаил Бакунин, прекрасно сыгранный Степаном Морозовым, оглушает своей неуемной энергией, бесконечными проектами, философскими идеями. Он — революционер и желает быть везде, где неспокойно. Его цель — изменить общество, пропустив его через огонь. И, конечно, он оказывается в Петропавловской крепости. Позже, бежав из России и присоединившись к друзьям Герцену и Огареву, уже поседевший и раздобревший, сразу начинает вербовать сторонников среди радикальной молодежи.
«Бакунин. Один за всех, и все за одного. Вместе с «Колоколом» мы совершим великие дела.
Герцен и Огарев переглядываются.
Когда следующая революция? Как там славяне?
Герцен. Все тихо.
Бакунин. Италия?
Герцен. Тоже тихо.
Бакунин. Германия? Турция?
Герцен. Всюду тихо.
Бакунин. Господи, хорошо, что я вернулся".
Тургенев (Алексей Мясников) на фоне увлеченных политической деятельностью соотечественников выглядит безмятежным, размеренным и праздным. Он приезжает в Европу поохотиться, имеет некоторые непонятные отношения с оперной певицей мадам Виардо и скептически относится к желанию перемен своих товарищей.
«Тургенев. Вы просто сентиментальные фантазеры. Перед вами человек, который сделал себе имя на русских крестьянах, и они ничем не отличаются от итальянских, французских или немецких крестьян. Консерваторы par excellence. Дайте им время, и они перегонят любого француза в своей тяге к буржуазным ценностям и в серости среднего класса. Мы европейцы, мы просто опаздываем, вот и все».
И, конечно, было бы преступлением не упомянуть великолепное исполнение роли Александра Герцена Ильёй Исаевым. Герцен искренний, он сторонится насилия, считает, что мирные перемены лучше революций, пытается убедить в этом остальных. Он издает в эмиграции журнал «Колокол», голос реформ, воспринимает как личную победу отмену крепостного права, поддерживает революционеров всех мастей, в том числе деньгами. Его дом в Лондоне всегда открыт для политических беженцев из любых стран. Но в итоге молодые радикальные юноши откажутся от вчерашнего кумира, ведь взять все и разом привлекательнее, чем ждать перемен. Он терял друзей, родителей, детей, самых близких людей, потому понимает, какова цена жизни.
«Герцен. Надо двигаться дальше, и знать, что на другом берегу не будет земли обетованной, и все равно двигаться дальше. Раскрывать людям глаза, а не вырывать их. Взять с собой все лучшее. Люди не простят, если будущий хранитель разбитой скульптуры, ободранной стены, оскверненной могилы скажет проходящему мимо: „Да, да, все это было разрушено революцией“. Разрушители напяливают нигилизм, словно кокарду. Они разрушают и думают, что они радикалы. А на самом деле они — разочаровавшиеся консерваторы, обманутые древней мечтой о совершенном обществе, где возможна квадратура круга, где конфликт упразднен по определению. Но такой страны нет, потому она и зовется утопией. Так что пока мы не перестанем убивать на пути к ней, мы никогда не повзрослеем. Смысл не в том, чтобы преодолеть несовершенство данной нам реальности. Смысл в том, как мы живем в своем времени. Другого у нас нет».
Этот спектакль — из тех явлений, когда по окончании в голове крутится одна и та же мысль: «Как жить дальше с тем, что только что видел и слышал, как уместить в себя всё это?» И это тот случай, когда во время выхода актеров на поклон хочется подойти и обнять каждого, чтобы как-то выразить свою признательность за тот труд и талант, что они дарили тебе все эти часы.
И если у вас будет свободный выходной — сходите на «Берег Утопии», вряд ли можно провести это время с большей пользой и большим удовольствием.
Фото предоставлено РАМТ