Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
23 января 2015 15:56

Финалисты главной кинопремии

Борьба за «Золотого орла» закончится сегодня

176

Совсем скоро состоится вручение главной национальной кинематографической премии «Золотой орел». Главная интрига по мнению кинокритиков заключается в соперничестве трех ведущих режиссеров: оскароносного Никиты Михалкова («Солнечный удар»), Андрея Звягинцева («Левиафан»), Андрона Кончаловского («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»). О том, что важно в представленных фильмах и как реагируют критики на представленне картины, пишет сегодня «Комсомольская правда».

Газета отмечает, что в шорт-листе представлены всего пять фильмов. Кроме вышеназванных это еще картина Станислава Говорухина «Weekend» и «Звезда» Анны Меликян.

Издание отмечает, что фильм Никиты Сергеевича «Солнечный удар», триумфально прошедший осенью на российских экранах, выглядит явным фаворитом. Это связано с тем, что «в отличие от многих других отечественных и зарубежных кинофестивалей, академики „Золотого орла“ традиционно отдают предпочтение не просто фильмам, собравшим „кассу“, но и являющимися примером высоклассной работы режиссера, сценариста и всей съемочной группы. Картинам — глубоким по своему смыслу и содержательно проработанным».

«Солнечный удар» Михалкова затрагивает судьбоносную для всей России тему — спасение русского мира, глобальную по своей значимости и для страны и для каждого отдельно взятого человека, называющего себя патриотом. Соединив на экране любовную историю из рассказа Бунина «Солнечный удар» и события его же дневниковых записей «Окаянные дни», соединив два мира «до» и «во время» Гражданской войны, Михалков попытался сам ответить на вопрос «Как все это случилось?» и помочь зрителю найти ответ еще на один не менее значимый вопрос «Как этого избежать впредь?».

Из пяти номинантов на награду только «Солнечный удар» вышел на большие экраны и прошел в прокате с большим успехом. Картина покорила и телезрителей — осенью ленту показали по телевидению. В рейтинге TNS ТОП 10 телепремьер (2006−2014 гг) опубликованном в Эксперт online, «Солнечный удар», показанный по ТВ в День народного единства и согласия, обогнал самое популярное шоу «Первого канала» и вышел на вторую позицию совокупного рейтинга. Картину посмотрели свыше 15% телезрителей или 3,364 млн человек, выведя ее на четвертом месте в ТОП 10 самых рейтинговых телепремьер за 2006−2014 года. А согласно опросу «Левада-центра» этот фильм вошел в тройку лучших лент 2014 года, разделив успех с голливудскими блокбастерами «Хоббит» и «Интерстеллер».

"Солнечным ударом" Михалкова восхищены многие актеры, режиссеры и кинокритики по всему миру. В их числе режиссер Эмир Кустурица, режиссер и директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, дирижер Валерий Гергиев, дирижер и народный артист Юрий Башмет, сценарист Виктор Мережко. Михаил Пореченков назвал фильм актуальным. «Этот посыл (фильма „Солнечный удар“ — прим. Ред) очень простой и правильный. У нас есть страна, которую мы можем потерять. И огромное количество сил, которые за нас могут решить судьбу нашей страны. Чтобы не потерять то, что мы имеем, нужно думать, работать руками и головой, помогать своей стране. Я думаю, что это самый главный посыл. В противном случае придут вроде бы такие забавные и где-то смешные, но 100%-но жестокие люди, которые будут уничтожать все вокруг себя. Нам нельзя оставаться в стороне», — пишет «Лента.ру». Пореченков добавил, что Михалков очень обрадовал его такой картиной, в первую очередь своей позицией по отношению к стране, к тому, что происходит в обществе. «Ведь ситуация сегодня очень простая: нужно выбрать все-таки какую-то сторону и быть человеком пассионарным», — конкретизирует он.

«Комсомольская правда» приводит слова кинокритика Антона Долина: «Восклицания о „трех часах пустоты“ и „о чем все это?“ говорят об элементарной неспособности к анализу, извините. Суть фильма проста и прозрачна, она формулируется в двух словах: русский „Титаник“. История мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее Всемирный потоп, конец света и наказание за грехи. Цельная внятная структура и мысль, с которой трудно поспорить». Долин обращается к кинолюбителям, отвечая на их пассажи о том, что Михалков деградировал как режиссер: «Поздний Михалков не так ужасен, как все кричат, а ранний никогда не был так прекрасен, как все вспоминают. Пересмотрите, убедитесь. Прозакладываю голову, что неангажированный современный тинейджер не сформулирует, чем и почему «Свой среди чужих…» лучше «Солнечного удара».

Другие две ленты, о которых не утихает дискуссия в экспертных кругах, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловского и «Левиафан» Звягинцева — посвящены социальной проблематике. Они рассказывают о нелёгком быте российской глубинки.

Издание отмечает, что о ленте Звягинцева критики отзываются с осторожностью и даже с настороженностью. «Стоит отметить, что эта лента с очередной „правдой о России“ появилась как нельзя вовремя — именно в тот момент, когда пропагандистская машина Запада только и ищет повода посильнее унизить непокорную Российскую Федерацию, раз уж экономические санкции оказались бессильны».

Известный кинокритик и киновед Сергей Кудрявцев оценил «Левиафан» как «мог бы быть хорошим фильмом». «На мой взгляд, фильм перенасыщен слишком очевидными художественными решениями, прямолинейными и декоративными. Это мешает более глубокому психологическому проникновению в эту историю.

Еще мне кажется, что характеры героев, особенно главных героев, не такие полнокровные и не такие многомерные, как мне бы хотелось.

Главный персонаж Николай Сергеев в исполнении Алексея Серебрякова получился без нерва, показалось, что он с самого начала обреченный и смирившийся, несмотря на попытки сопротивляться, которые выглядят просто движением по инерции. Плюс у меня много сомнений по сценарию, особенно касаемо истории любовного треугольника", — сказала он в интервью порталу Speakercom.ru.

Стоит отметить, что фильм критикуют и служители церкви. Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что Андрей Звягинцев снял «Левиафан» в угоду Западу. «Наверное, у авторов было стремление потрафить западным представлениям о России: водка, какой-то блуд беспорядочный, жуткая государственная система, Церковь какая-то тоже жуткая — такие мифы о России там очень удачно воспроизведены», — отметил священнослужитель.

Невысоко отозвался о «Левиафане» и поэт-оппозиционер Дмитрий Быков: «Как и в России, в нем замечательные пейзажи, исключительные женщины, много мата и алкоголя, — но при сколько-нибудь серьезном анализе сценарные ходы начинают рушиться, образная система шатается, а прокламированный минимализм (использована музыка Филиппа Гласса) оборачивается скудостью, самым общим представлением о реалиях и стремлением угодить на чужой вкус. Это типично русская по нынешним временам попытка высказаться без попытки разобраться — спасибо „Левиафану“ и за то, что он назвал многие вещи своими именами, и все-таки увидеть в Звягинцеве наследника сразу двух великих режиссерских школ — социального кинематографа 70-х и метафизического кино Тарковского — мне пока никак не удается, — пишет Быков. — Для Тарковского он поверхностен, для социального кино — обобщен и невнятен; этот грех был заметен уже в „Возвращении“ (кстати, „Елена“ в этом отношении кажется лучше, скромнее, проработаннее). Выстреливая по двум мишеням, Звягинцев по большому счету в обоих случаях промахивается».

Жюри кинопремии, состоящее из уважаемых мастеров жанра, будет не просто выбирать, однако, уже совсем скоро мы узнаем, кто же стал победителем главной национальной кинопремии страны.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня