О, эти мальчики и девочки начала 60-х! Родившиеся до войны и в годы войны, испытав голод и холод, проведя годы детства под тенью Сталина, лежащей на нашей стране, они вдохнули сладкий воздух свободы и пронесли его до наших дней. Именуются эти люди гордым именем - шестидесятники.
Право быть собой
Это наши отцы и матери, а чьи-то бабушки и дедушки. Среди них такие имена, такие характеры: Окуджава, Высоцкий, Аксенов, Ким, Вампилов, Шпаликов, Шукшин — перечень может продолжить каждый. Они поступали в своей жизни так, как считали своим правом поступать. И это на фоне полного бесправия людей с головой, людей с талантом, людей выдающихся. В ту эпоху одни хитрили, другие смирялись, третьи шли напролом и гибли под напором обстоятельств. А они жили так, словно эти ограничения их не касались. Как будто право быть такими, какие они есть, дано им свыше.
В знаменитом драматическом докладе Никиты Хрущева, сделанном им в ночь с 24 на 25 февраля 1956 года «О культе личности и его последствиях» говорилось: «Сталин создал концепцию «враг народа». Эта концепция сделала возможным применение жесточайших репрессий, нарушающих все нормы революционной законности, против любого, кто не соглашался со Сталиным по безразлично какому вопросу.
Страх даже перед мертвым вождем всех народов преследовал и самых умеренных, и самых защищенных. На откровенное слово партии раньше всех и активнее всех радостно откликнулось новое, молодое поколение.
Конец пятидесятых — начало шестидесятых — это время, когда на несколько лет приоткрылся «железный занавес», в страну пришло почти все, что было скрыто от нас, что десятилетиями накапливало европейское и мировое искусство. На какие-то два-три года все это обрушилось на изумленных граждан страны. Таких захватывающих, острых, ошеломляющих впечатлений пережить снова не будет дано, наверное, ни одному поколению. Короткой оттепели, о которой сейчас говорят одни с придыханием, другие с раздражением, хватило, чтобы появился фильм «Летят журавли» по пьесе фронтовика и молодого драматурга Виктора Розова. А вначале была пьеса «Вечно живые», с которой начинается история театра «Современник». Розову было бы достаточно одного произведения, чтобы войти в историю русской драматургии, но он остался в этой истории автором более 20 пьес и шести киносценариев.
Пьеса «В дороге» написана в 1962 году. По мысли доктора искусствоведения Анатолия Смелянского: «От Розова шла тема неуступчивой юности, врезающейся в неуступчивый взрослый мир».
С розовских мальчиков начинал в Центральном детском театре, ныне Российский академический молодежный театр, режиссер Анатолий Эфрос. Разнообразные мальчики метались по сцене и прежде. Наивные и восторженные. Тайно и явно влюбленные в девочек. Они были неопасные для власти, эти мальчики, играющие в суперменов. У Эфроса мальчики стали больной совестью времени. Их глазами зрители увидели уродливым то, к чему притерпелись за долгие годы. Эти мальчики были трагичнее и сложнее уставших от жизни взрослых. И вот РАМТ вновь обратился к пьесе Виктора Розова «В дороге».
Виктор Розов — наш современник
Схема построения драматического произведения проста и понятна: экспозиция, перепитийная часть, разрешение. В пьесе Виктора Розова, к тому времени уже ставшего мэтром, известным своими предыдущими работами в «Современнике», ЦДТ, за возможность ставить пьесы которого уже спорят режиссеры, эта схема выстроена безупречно. Есть лирический герой Володя, молодой человек, уставший от нравоучений старших, немного стиляга, немного нигилист, немного пофигист. Во всяком случае, таких мальчиков, но еще с большим набором условно негативных качеств, сегодня очень много. Уставшие родители отправляют молодого человека к родному дяде на перевоспитание. В провинции он производит серьезное впечатление на окружающих родственников и группу молодежи, с которыми дружит его незнакомая доселе двоюродная сестра, оказавшаяся в последующем вовсе не родней, а приемной дочерью дяди.
Это эхо минувшей войны. Девочка — сирота в годовалом возрасте подобрана бойцами Красной Армии на Украине (той самой, где опять идут бои). Сима — ровесница Володи. Она влюбляется в юного героя и идет за ним, сопровождая его в жизненных коллизиях. Всюду отзвуки войны. В споре с железнодорожником, который подвозит его на дрезине из пункта А в пункт Б реплика Володи о том, что он бы поубавил количество человек, проживающих на планете Земля, вызывает у фронтовика приступ эпилепсии. Затем герой пытается заработать деньги на дорогу в Москву на погрузо-разгрузочных работах, вступив в сговор с вороватым счетоводом. Вступает в конфликт с фронтовиком, отказавшись выпить с ним. Всюду в ответ на попытку помочь — резкая реакция молодого человека, нежелание приспособиться к обстоятельствам. Всюду с ним Сима — немного навязчивая, но искренняя в своем желании помочь разобраться Володе в непростых жизненных ситуациях. Затем работа в трудовом коллективе сталелитейного цеха. Здесь тяжелая физическая работа, валящая с ног неподготовленного человека. Но упрямство, свойственное молодости, желание выстоять, не дать себе слабину — становится главной задачей для Володи в прекрасном исполнении актера Алексея Боброва в дуэте с Симой — актрисой Марией Туровой. Разрешается все более-менее благополучно. Сима выздоравливает, Володя обретает в труде смысл, дядя-фронтовик племянником доволен.
Как можно было все это сыграть? Пьеса написана в 1962 году — полвека назад. Сменилось два поколения. Как сказал покойный поэт: «Другие юноши поют другие песни». Но неожиданно для себя начинаешь вовлекаться в процесс, думать о своих сыновьях. А ведь они похожи. Нынешние молодые сидят в Сети, не читают книжек, дерзят родителям, не хотят служить в армии, много чего не хотят, но при этом многого хотят. Они хотят знать — тоже говоря словами поэта «что же будет с Родиной и с нами». На многие вопросы не находят ответа. С того и мучаются. Какие же им нужны испытания для понимания смысла жизни?
Перед режиссером Михаилом Егоровым стояла непростая задача — принять дружеский привет из начала шестидесятых и передать его современникам. В спектакле много условностей: в декорациях, в игре актеров, которым предназначено по несколько ролей, звуковое оформление. Спасибо сценографу и художнику по костюмам Юлии Пичугиной. В Черной комнате на 40 зрителей мы чувствуем дыхание актеров, их волнение, их состояние. Каждый спектакль — как первый. Как только режиссер разместил актеров в спектакле на маленькой сцене, нос к носу со зрителями. Хороши все: Олег Зима, Александр Пахомов, Оксана Санькова, Ульяна Урванцева, Денис Фомин, Людмила Цибульникова.
Во дворе театра «Табакерка» есть памятник Виктору Розову (скульптурная композиция Вампилов, Розов, Володин). Большие драматурги стали бронзовыми. При жизни они об этом и не мечтали. Иногда сбывается то, о чем и думать не смеешь.
Фото автора