Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
15 февраля 2015 15:26

«Мы редко радуем российского зрителя»

Интервью Марии Панкевич с кинопродюсером Александром Котелевским

1641

Сначала мы с кинопродюсером Александром Котелевским говорили о кино. Ему понравился мой рассказ «Петруха» в сборнике «Русские женщины» издательства «Азбука», и Александр предложил придумать историю для полнометражного фильма. «Это хорошая литература!» — веско произнес он о моей первой книге, чем логично привел в состояние эйфории. В пекарне на Новокузнецкой мы пили кофе и опять же говорили о кино — и снова слушала я, а говорил он.

— Александр, расскажи, как ты пришел в волшебный мир киноискусства?

— Первая моя организация по линии культурного ведомства — Российский фонд культуры под руководством Никиты Сергеевича Михалкова. Там мы сделали первую попытку поработать в документальном кино. До этого я работал на телевидении. Оттуда перешел на должность генерального директора Федерального фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии, который находился в фонде ГосКино, и проработал там примерно три года. После этого я пошел на госслужбу и какое-то время работал вице-губернатором Ульяновской области. Но государственную карьеру продолжать не захотел и с продюсером, актером и сценаристом Ренатом Давлетьяровым, генератемльным директором ГДМК «Интерфест», Членом Правления Союза кинематографистов РФ, мы создали компанию «Реал-Дакота». «Реал» — это Ренат и Александр; «Дакота» — Давлетьяров и Котелевский.

Первый наш проект назывался «От 180 и выше». Он был категорически успешным, его знают все. А мой первый продюсерский проект назывался «Спартак и Калашников». История, в которой играла моя собака, снималась в воинской части, где я проходил учебку. Называлась эта легендарная часть «Центральная школа военного собаководства». Там готовили кинологов разных направлений. Мой командир роты был командиром части, сейчас он, к сожалению, уже умер. А дальше закружило-понесло.

— Расскажи о проектах, которые должны выйти в 2015—2016 годах?

— Только что в прокате появился фильм «Невидимки». Мы снимали новогоднюю комедию. Отзывы разные, большинство хороших. В русском прокате ситуация такова, что не очень просто русской картине выйти на большой экран. Поэтому практически три года мы ждали. Придуманная история: один раз в году река Неглинка становится волшебной, а человек, упавший в нее, становится невидимкой. В Москве живет некое племя невидимок, и эта конгломерация по-всякому шалит. В бэкграунде у них человеческие, русские судьбы.

Примерно 15 мая выйдет фильм «Пацаны» по сценарию Юрия Короткова, одного из лучших наших сценаристов. Он автор таких вещей, как «Страна глухих», «Девятая рота», «Стиляги», «Любовь-морковь». Это его ранняя работа, она о нашем детстве, которое проходило в провинции, в жестких условиях — Советский Союз, семидесятые годы. Это проект с большим релизом.

«Самый рыжий лис» — полнометражный художественный петербургского режиссера Александры Стреляной, которая сняла фильмы «Суходол», «Море». Фильм снимается при поддержке Министерства культуры России. В основе сказки европейская традиция, которая сделала зверей прямоходящими. «Кот в сапогах», «Бременские музыканты» — именно об этом. Саша не любит, но я скажу — у Гёте есть сказка «Рейнике Лис». У нас есть басня «Ворона и лисица», сказка о волке, который морозил в проруби свой хвост… Наша история о девочке, которая никогда не улыбается, и, когда она вырастает, все игрушки уходят в лес, и образуется лесное братство. Мы сделали больше тридцати масок. На руки надеваются тросы, с помощью которых закрываются веки, поворачиваются уши — сложнейшее сооружение, как в кукольном театре. Осталось только анимировать.

Фильм «Трек» — дебют петербургского молодого парня Ильи Северова о кризисе среднего возраста семьи. У жены жизнь удалась, у нее есть книжные магазины, а муж — тренер по велотреку, не слишком успешный. У них есть сын. В этом году мы завершим съемки.

— И «Контрибуция» по сценарию прекрасного писателя Леонида Юзефовича…

— Исторический остросюжетный детектив — жанр успешный еще со времен Советского Союза. «Корона российской империи», «Неуловимые мстители», ленфильмовский фильм «Даурия», конечно, акунинский «Статский советник»… С режиссером Сергеем Снежкиным я раньше не работал. Снимают они кино без меня, я участвовал только в предзапуске. Бюджет фильма — почти 4 миллиона долларов. Это историческая картина, она требует больших затрат.

— Какие жанры ты считаешь коммерчески оправданными?

— Кино в нашей стране до сих пор планово убыточное, и это не бизнес в чистом виде. У нас не хватает залов, у нас бешеное пиратство… Люди из снобизма придумали, что есть коммерческое кино, а есть настоящее искусство. Правильный термин — зрительское. В Америке нет такого понятия как коммерческое кино. Я люблю все жанры, кроме скучных. Конечно, я более склонен в силу внутреннего кредо к позитивным историям. Даже если это криминальная драма, как «Все и сразу» — всегда есть температурный ноль.

Итальянский кинопродюсер Карло Понти говорил: «Если фильм имеет успех, это бизнес. Если фильм не имеет успеха, это искусство». Я считаю так: если у тебя полный зал — это кинобизнес. Если ползала — это киноискусство. Если два человека в зале — это арт-хаус. Есть кино, которое смотрят десять человек, и оно имеет право на существование. Есть фильмы, которые смотрят миллионы. Я лишен всякого снобизма. Картину «Аватар» я считаю гениальной, просто гениальной! Поди, такое сделай.

— Чем обусловлен бешеный успех всех трех частей фильма «Любовь-морковь»?

— Ничего нельзя рассматривать вне контекста. В 2005 году, когда он запускался, на экране главенствовали чернушные истории. Ленинградские окраины, сидит человек в майке — «алкоголичке» и порванных трусах со стаканом водки… Мы же сделали «мир белых роялей» — абсолютно позитивную среду, утрированно позитивную. Все такие зайки, всё так хорошо, что дальше ехать некуда! Мы на полном серьезе думали — ходят ли наши герои в туалет! В этом был элемент стеба. И, конечно, мы делали кино, которое хочет видеть зритель. Первая часть — давайте побудем в шкуре друг друга и лучше поймем друг друга. Второй фильм — родители меняются телами с детьми, и те, и другие понимают, как непросто им жить. Там много компонентов успеха. Кино компилятивно, и один компонент нельзя выделить.

— Чего российский зритель ждет от российского кинематографа?

— Хорошего кино. Интересного. Мы редко его радуем. Мы пытаемся поставить ему блюдо и говорим: ох, до чего же хорошо! А это на самом деле не всегда так. Все любят комедии. Но вот возьми фильм «Все и сразу» — ну какая это комедия? Это криминальная драма. Но там много смешного, в идиотизме. Но это не как в Америке, где ржут над комиксами. У нас это скорее «хоть плачь, хоть смейся».

— Киношников часто упрекают в том, что чтобы они не сняли, пипл все равно проглотит…

— Да ты что! Из десяти картин максимум половина выходит хоть на двух копиях. А половина не выходит вовсе. У нас нет внутреннего протекционизма. На этом прилавке лежит весь мир, и у зрителя огромный выбор. Зачем хавать что попало? Знаешь, в чем парадокс? «Любовь-морковь», снятая за 2,5 миллиона долларов, претендует на такие же сборы, как американская картина за 150 миллионов долларов. Благодаря Интернету Брэд Питт сегодня — народный артист России. О нем знают больше, чем о многих наших актерах.

— Какие у тебя есть нереализованные амбиции?

— Есть небольшие прикольные эксперименты для молодой аудитории. Приходят интересные ребята. Больше десяти лет одной нереализованной задумке, а она все не ложится и не ложится, может, получится, творчество такая вещь… Благодаря своему лучшему другу я купил права на несколько книг, не буду их называть. Что я буду идти по этому пути вечного разочарования, когда есть столько прекрасного у классиков? Это будут большие исторические проекты. Может, сейчас и не лучшее время, но я буду трудиться не покладая рук.

— С кем ты любишь работать?

— С веселыми и талантливыми людьми. У меня есть друзья во всех кинематографических профессиях: и актеры, и режиссеры, и операторы… Кино — такой партизанский отряд, который формируется на время, и мы стремимся прожить эту жизнь весело и интересно. И результат — единственное этому оправдание, потому что для взрослых мужчин кинематограф — весьма странное занятие.

Снимок в открытие статьи: кинопродюсер Александр Котелевский / Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня