1919 год. Австралия. Мужественный фермер Джошуа Коннор (Рассел Кроу) жив, здоров и умеет находить воду в иссечённых солнцем пустынях. Но радости нет. Четыре года назад три сына Коннора отправились на войну в числе тысяч солдат войска Британского Содружества из Австралии и Новой Зеландии. В сражении при Галлиполи они погибли. Так и не сумевшая пережить горе, жена фермера сошла с ума и покончила с собой. На ее могиле Коннор дал клятву, что поедет в Турцию и отыщет затерянные в братских могилах тела сыновей. И вернёт их в Австралию.
По прибытии в Стамбул наш герой сталкивается с реальными трудностями. В городе уже год установлена военная администрация Антанты. Британцы отказывают Коннору в пропуске на территорию Галлиполи. Местный народ поначалу смотрит на новоявленного «оккупанта» волком. Проблемы множатся одна за другой. Но упрямый немногословный фермер идёт к своей цели с поразительным упорством. Попав на место битвы нелегальным путем, он неожиданно узнает удивительную вещь. Возможно, один из сыновей не погиб и находится в плену. Или существует другая серьезная причина, по которой парень так и не пожелал вернуться на родину. Коннор, прибегнув к помощи турков, намеревается отыскать ответы на вопросы, узнать истину, примириться с собой.
Новозеландец Рассел Кроу не новичок в режиссуре. Однако «Искатель воды» — его первый полномасштабный художественный проект. Как и многие австралийцы и уроженцы его родных земель, Кроу явно не собирается прощать англичанам военную неудачу Дарданелльской кампании и тот факт, что основной удар приняли на себя солдаты печально известного АНЗАКа — Австралийского и Новозеландского армейского корпуса. В жаркий день 7 августа 1915 года турецкие войска буквально смели с лица земли около десяти тысяч бойцов, земляков режиссёра, брошенных в кровавую бойню с тяжелой руки Уинстона Черчилля. Поэтому Кроу выбирает в союзники совсем иной народ — тех, кому только предстояло забывать могущество Османской империи. Слияние Запада и Востока действует на судьбу героя, как вновь обретённый источник с живой водой, только уже в смысле метафорическом. Вера в справедливость, проводником которой может быть как высшая воля, так и простой человек, становится главным лейтмотивом этого непростого вояжа. Коннору нет дела до политических распрей, надолго изменивших историю. Он движется как бы параллельно событиям, предшествующим построению нового мира. Не задаваясь вопросом, кто из амбициозных держав будет владеть Дарданеллами, австралиец смотрит на все глазами святого. Невозмутимость и умение видеть сердцем суть вещей приводит его к победе. И эта личная победа вдруг приобретает ореол настоящего мифа.
Тот факт, что Первая Мировая война здесь не больше чем фон и военных эпизодов в «Искателе воды» крайне мало, нисколько не мешает сюжету умалчивать об её ужасах. Но Кроу снимает отнюдь не коммерческое кино и нисколько не спекулирует на этой теме. Столь же ненавязчивую нежную мелодию ведёт здесь и любовная скрипка. Общение Коннора с турецкой женщиной Айшей (Ольга Куриленко) и её малолетним сыном — это тактичное сближение двух цивилизаций, переставших видеть друг в друге только врагов. Человечная интонация, которой проникнут «Искатель воды» заставляет закрыть глаза на замедленный ритм действия и отсутствие в фильме острого конфликта. Это как раз тот самый случай, когда любители серьёзных психологических драм с уверенной актерской игрой получат свою дозу счастья. Для этого у «Искателя воды» есть все необходимые ингредиенты. Но для того, чтобы назвать этот фильм действительно выдающимся, коктейль этот оказывается слишком прост.
«Искатель воды» (Австралия, Турция, США, режиссёр — Рассел Кроу, в ролях — Рассел Кроу, Ольга Куриленко, Джай Кортни, Изабель Лукас, Дэймон Херриман, Жаклин МакКензи, Джем Йылмаз, Меган Гэйл, Райан Корр)
Снимок в открытие статьи: кадр из фильма «Искатель воды» / Фото: PLANET PHOTOS/ Globallookpress