Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
9 апреля 2015 15:36

Вражда в Ростове по Первому каналу

Зачем показывают «снятый с полки» антисоветский сериал?

14826

Телеканал «Дождь», один из наиболее радикальных рупоров российской оппозиции, приветствует гражданскую позицию генерального директора Первого канала, который, как считается, обеспечивает высокий рейтинг президента. Что случилось, уж не грянула ли новая Перестройка? Похоже на то. Поводом послужил показ картины, снятой с полки — конец 80-х в СССР изобиловал подобными сюжетами

Сериал «Однажды в Ростове» сняли еще в 2012 году. Что такого могли показать в этом фильме, что его положили на полку в относительно либеральные времена? То, что картина с первых кадров носит откровенно антисоветский характер, совершенно ни о чем не говорит — несмотря на все причитания оппозиционеров о «возвращении совка», современный российский кинематограф не устает разоблачать ужасы ушедшей эпохи. Вспомните любой недавний «ностальгический» фильм о временах СССР — везде подчеркивается, как бедно жили люди, как были плохи начальники и подлы правоохранительные органы. И как прекрасны те, кто хоть сколько-нибудь противостоял системе. Такие фильмы не только успешно выходят в прокат, но и зачастую обласканы властями современными, а снимают их руководители самых лоялистских телеканалов. За примерами далеко ходить не надо — недавние сериалы «Фарца» и «Орлова и Александров» на том же Первом, «Оттепель», «Стиляги», «Бумажный солдат», «Испытание» и т. п. Даже любимая современными российскими властями патриотическая «Легенда № 17» показывает власть советскую крайне негативно, и главный герой противостоит ей.

Но «Однажды в Ростове» не ностальгическое ретро-кино. В первой же серии там рассказывается об одной из самых трагичных и позорных для советской власти страниц истории — Новочеркасском расстреле рабочих. Рассказ этот носит характер прямолинейный и однозначный, снят на грани малобюджетного антисоветского треша и живописует происходящее без полутонов, глубины и мотивации — просто тупой маньяк Хрущев приказал подавить восстание любой ценой, кровожадный «доктор Зло» Микоян приказал без разговоров стрелять по толпе просто потому, что, видимо, «хочет всех убить» (советская власть она вся такая была), а генерал Плиев в истерике орет на подчиненных, требуя выполнить чудовищное приказание. Просто не «Однажды…», а какой-то «Красный рассвет в Ростове». Кстати, аллюзии в названии на Серджо Леоне — это было со стороны продюсера сериала Жигунова весьма самонадеянно. Но суть не в этом. Дело в том, как показаны новочеркасские события, и в особенности два момента — Хрущев приказывает жестко подавить восстание, поскольку, по его мнению, в нем виноваты происки иностранных агентов «оттуда». В принципе, это и так достаточно очевидный намек на современную российскую власть, ее борьбу с «пятой колонной» и ограничения деятельности «иностранных агентов». Второй момент не столь очевиден — главная героиня не поддерживает восстания, она патриотка, уверенная, что власть работает во благо страны. Но, пережив катастрофу, «прозревает». И смотрит в кинотеатре фильм «Алые паруса», где юный Лановой обещает увезти любимую далеко-далеко, и там будет счастье.

Трудно сказать, это ли было причиной отказа показать сериал три года назад, но то, что такое кино выходит в прайм-тайм Первого канала, с масштабной рекламой в Новостях — не могло не обратить на себя особого внимания просвещенной публики. Что-то поменялось в верхах, и это сигнал? Впрочем, гораздо интереснее другое — сериал вышел аккурат к годовщине восстаний в Луганске и Донецке, и во многом они напоминали восстание в Новочеркасске. Сначала люди выходят со своими требованиями на площадь, потом захватывают административные здания, потом против них бросают войска. Возможно, показом киноверсии трагедии в Новочеркасске нам хотели продемонстрировать, что власть так делать не должна. Получилось это не очень хорошо, поскольку, несмотря на все уверения, тщательность реконструкции не выдерживает никакой критики.

Несомненно, часть событий показана достаточно точно, хотя и упрощенно. Однако противоборствующие стороны разделены по принципу «плохих и хороших парней». Восставшие — это «мирные протестующие». Они хотят только чтобы их услышали, они покидают здание заводоуправления по просьбе честного генерала Шапошникова, практически никаких агрессивных действий не предпринимают. В сериале не показано, что часть забастовщиков устраивает погром, избивает сотрудников администрации, появившуюся милицию вытесняет, избивает троих милиционеров. В фильме же походя получает в нос только один милиционер — это один из главных персонажей сериала и сцена нужна для его знакомства с главными героями.

В реальности на заводе весь вечер продолжался митинг, звучали требования отключить газ, идти в город, захватить банк, телеграф, обратиться с воззванием по всей стране. Еще утром забастовщики остановили междугородний поезд, блокировали трассу — этот эпизод в картине практически не освещен.

Что еще не нашло отражение в сериале? Утром второго дня восставшие вновь перекрыли железную дорогу, толпа отправилась к горкому, армия движению колонны не препятствовала. Председатель горисполкома Замула призывал народ разойтись, но в него полетели камни. Протестующие ворвалась внутрь здания, устроили погром и там. Когда появились автоматчики, начальник гарнизона генерал-майор Олешко вновь призвал людей разойтись, но распаленная толпа напирала. Первый предупредительный залп был произведен вверх, но кто-то закричал — «Не бойтесь, стреляют холостыми». Только тогда было принято роковое решение дать залп по кронам деревьев, чтобы люди увидели — армия не блефует. А в ветвях оказались дети… И лишь с этого момента сериал показывает произошедшую чудовищную трагедию, попутно безудержно фантазируя о кровожадных эскападах Микояна. Не оказалось в фильме и другого эпизода — событий, развивавшихся в Новочеркасске параллельно. В другой части города толпа предприняла попытку штурма отдела милиции, одному из нападавших удалось вырвать из рук рядового Репкина автомат, нападавший попытался открыть огонь по военнослужащим. Только тогда военные открыли огонь, и это уже вряд ли можно назвать с их стороны преступлением. Но, очевидно, в концепцию авторов сериала такая историческая правда не входила. После эпизода расстрела они предпочли дать длинный душераздирающий эпизод с юной матерью, держащей на руках истекающего кровью младенца. Между тем в реальном Новочеркасске продолжались беспорядки и протесты, появились призывы убивать коммунистов и «всех очкастых». Ситуацию удалось нормализовать лишь постепенно, благодаря агитации через лояльных советской власти активистов, арестам зачинщиков и обещанным уступкам в торговле и нормировании труда.

История Новочеркасского восстания дает пример того, к каким трагическим последствиям могут привести необдуманные решения правительства в сочетании с глупостью, хамством и непрофессионализмом чиновников. Но подлинная история всегда сложна и неоднозначна. И если авторы фильма обещали показать в кино «все как было», то такие лакуны в рассказе, дополненные топорными фантазиями, выглядят весьма странно. Это ведь тоже своеобразная цензура, только по отношению к самой истории. Зачем и кому это нужно — вопрос, честно говоря, поинтереснее любых конспирологических теорий.

Снимок в открытие статьи: на съемках многосерийного фильма режиссера Константина Худякова «Однажды в Ростове"/ Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня