Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
10 апреля 2015 14:33

Кто с Лоу плавал, тот в цирке не смеётся

Американцы на дне Чёрного моря. Пока только в кино

3891

Каюсь, пропустил. Конец января, премьера в России, своих проблем выше крыши, всё такое. Но — в контексте ситуации — эпохалку с настораживающим названием «Чёрное море» (США, Англия, Россия) посмотреть хотел. Удалось вот только теперь…

Первое (и далеко не новое) — давно замечено, что перед тем как звёздно-полосатый ботинок отправится топтать какую-нибудь скоропостижно накалившуюся точку планеты (ну или хотя бы гадить в ближайших кустах) — об этом снимут кино. Что называется, следи за географией экстремального туризма джеймсов бондов, брюсов уиллисов и прочих томов крузов, и будешь в курсе, где через год-полтора отыщется вопиющая нехватка демократии.

Сквозняки из АНБ и Пентагона так действуют или невидимая рука рынка рулит, судить не берусь, но…

Триллер «Чёрное море» начали снимать в августе 2013-го. Закончили — аккурат к декабрю 2014-го. Снимали сначала очень второпях, потом уже (после марта 2014-го) спешить стало некуда. Поэтому вместо масштабных съёмок в Севастополе, вежливые подсъёмки (чуть ли не на туристическую мыльницу) Севастопольской гавани, памятника морякам-черноморцам и уже при жизни своей исторического раритета, грозы Чёрного моря, одинокого флагмана подводного флота Украины лодки «Запорожье». Последняя действительно являлась если и не грозой всего Чёрного моря, то Севастопольской бухты — совершенно точно. Судя по степени заржавленности и убитости — любой выход «Запорожья» на рейд нёс в себе угрозу неминуемой экологической катастрофы. В марте 2014-го команда подняла на лодке Андреевский флаг, но наши очень настойчиво обещают передарить её снова Украине, как только та закончит карательную операцию против Новороссии.

В общем, с фильмом, как и с майданом, торопились вовсю, поэтому строго не судите, а доснимать вообще пришлось в Англии. Вежливые люди помешали.

Первое (оно же не покидающее до конца) впечатление от фильма лучше всего формулирует главный персонаж отечественного мультика «Маша и медведь»: «Куда только врачи смотрят, пока больные на свободе бегают?!»

Болезнь начинается уже со сценария. Может быть, я не прав, но мне почему-то кажется, что прячущийся за мужским англоязычным псевдонимом сценарист Деннис Келли — на самом деле закончил областной пединститут и первую половину жизни вообще был женщиной. Судите сами:

Идёт вторая мировая война, накануне нападения на Советскую Россию Гитлер просит Сталина о вспомоществовании, мол, поиздержался, гоняя по Европе ляхов с лягушатниками, да и бомбардировки Лондона в копеечку стали. Не подбросишь ли, Коба, золотишка — в знак вечной дружбы, союзничества и на продолжение военных действий против третьих стран?

Сталин понимающе усмехается в усы, набитый ватниками ГУЛАГ радостно выполняет и перевыполняет, и гружёная русским золотом немецкая подлодка от берегов Грузии (?) отправляется на фатерлянд. Почему от берегов Грузии понятно: Сталин — грузин. Если кто недопонял — Берия (ГУЛАГ) тоже грузин. То, что золото намывается на Севере и плыть лодке на фатерлянд Северным морем сподручней, дело десятое, главное — Сталин грузин.

В фильме вообще с этим строго: если банкир — рядом «Finasial Тimes», русский — в ушанке, американец — в бумажнике узи беременной подружки с будущим ребёнком.

Так или иначе, но лодка, гружённая золотом, тонет, Гитлер перезанимает ещё у кого-то и нападает на Советскую Россию, начинается Великая Отечественная война, про затопленные тонны золота забывают.

Спустя 70 лет хорошего парня, бывшего подводника Джуда Лоу в разгар кризиса выгоняют с работы, другой хороший парень (хотя и похуже) Константин Хабенский знакомит его с третьим (совсем плох, сидит на антидепрессантах), который знает о затонувшей подлодке. С миру по нитке сколачивают экипаж (половина русские, половина американцы) и берут во временное пользование красу и гордость ВМФ нэзалежной — подводную лодку «Запорожье». Там такое возможно. Было.

Очень боятся Черноморского флота России, поэтому из бухты выходят среди бела дня и разве что не под звуки марша и залпы салюта. Тем не менее, русские на поверхности их упускают. А вот с русскими на субмарине предсказуемо начинаются проблемы. Они необразованны (не говорят по-английски), недружелюбны и агрессивны. Именно по этой причине добродушный и неагрессивный американец протыкает ножом агрессивного и подозрительного Хабенского, а потом и вовсе забивает гаечным ключом вызывающе несимпатичного моториста Зайцева. Американца можно понять — он раним и впечатлителен, русский же груб и злобен. И к тому же претендует на законную долю клада, которую в его «дерьмостане» и потратить-то, по мнению американца, негде. «Дерьмостан» для американцев, кстати, простирается от Гданьска (За что погиб Лех Качинский?) до Китая (включительно). Причём везде живут русские.

Впрочем, что уж, не стреляйте по актёрам, как напишут, так играют. О первой (предположительной) половине жизни сценариста мы уже предположили. Поэтому о перлах про римские галеоны (!) на дне Чёрного моря, гружённые золотом ацтеков и слонами Ганнибала — не будем. Ибо до слёз. Хватит с нас и немецкой подлодки.

Её, разумеется, находят. Но лучше от этого не становится. Драма: «Русские — американцы, американцы — русские» на фоне советского (или всё же нацистского?) золота разгорается.

И всё это под руководством Джуда Лоу плывёт. Бывалые мореманы, могут меня, конечно, поправить и сказать, что подлодки по морю не плавают, а ходят. Но американцы — именно плывут. Во всех смыслах этого слова. Правда, по дороге тонут. Два раза. Первый — ещё куда ни шло, а вот второй — насовсем. По счастливой случайности — перед насовсем — где-то под перископом находят три спасательных костюма. Капитан (Джуд Лоу) выстреливает из торпедного аппарата оставшихся русского и американца (с глубины 300 метров, живы здоровы, максимум насморк и першение в горле). Закуривает косячок, добрые и светлые мысли посещают его, и следом за товарищами он выстреливает на поверхность, гидрокостюм, набитый золотыми слитками. Золото всплывает.

Последнее, возможно, глюк. Но на душе становится как-то теплее. Ещё один аргумент в пользу легализации марихуаны. Для режиссёра Кевина МакДональда, кстати, тема, можно сказать, родная. Предыдущий фильм был посвящён Бобу Марли.

Фото: Focus Features/ ZUMAPRESS.com/ Globallookpress

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня