Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
15 апреля 2015 16:45

Между Сталиным и маньяком

Анастасия Белокурова о новой западной киноподелке об ужасах тоталитаризма «Номер 44»

5722

Фильм «Номер 44» (США, Великобритания, Чехия, Румыния, 2015, режиссер — Дэниэль Спиноза, в ролях — Том Харди, Гари Олдман, Нуми Рапас, Пэдди Консидайн, Юэль Киннаман) — невероятная по уровню агрессивного маразма вампука о том, как Сталин запретил в «советском раю» убийства, а несогласных с этим утверждением, ждали ссылки, лагеря и прочие казни для «врагов народа».

Главный герой кинокартины — бывший детдомовец Лев Демидов (Том Харди) чудом выжил посреди страшного Голодомора. Позже именно он позировал для легендарной фотографии на крыше рейхстага со знаменем Победы. Теперь же, в 1953-м, он — капитан МГБ — выявляет предателей и шпионов с чуждыми для советского слуха фамилиями Бродский и Ахматова. Но однажды, на железнодорожных путях находят изувеченное тело ребенка, по странной случайности — сына сослуживца Демидова. Расследовать дело нельзя, ибо, как сказал Сталин, в Советском Союзе не может быть таких буржуазных пережитков, как убийства. Поэтому смерть мальчика объявляется несчастным случаем, а всех сомневающихся в этом под страхом расстрела заставляют молчать.

Когда же Льву поручают вести дело собственной жены Раисы (Нуми Рапас), он отказывается отречься от супруги и оказывается сосланным в грязно-провинциальный город Вольск на реке Тобол (там, по мнению авторов, делают автомобили ГАЗ) в качестве рядового милиционера. В этом мрачном, как самая глубокая ночь, Вольске бывший капитан включается в расследование дела о загадочных убийствах и изнасилованиях мальчиков-подростков. Помогает ему опальный генерал Нестеров (Гари Олдман), который по странному и ничем не объяснимому капризу носит погоны полковника. Весь репрессивный аппарат госбезопасности начинает активно мешать неугомонному Льву, на чьем и без того лишенном радости лице начинает проявляться вечная маска страдающей обреченности.

В итоге маньяком-педофилом оказывается высокопоставленный инженер с завода «Ростсельмаш» по фамилии Малевич. В финальной схватке в таежном болоте под Ростовом-на-Дону он будет повержен. На этих же болотах найдет свой бесславный конец и другой антагонист Льва — карьерист и убийца, капитан МГБ Василий (Юэль Киннаман). За проявленный героизм Демидова реабилитируют и после смерти Сталина разрешат герою организовать Московский Уголовный Розыск. Так видит ситуацию британский писатель Том Роб Смит, по книжке которого поставлен «Номер 44», и который вдохновлялся преступлениями Чикатило и Бог знает чем еще в своей попытке в очередной раз лишить покрова тайны советскую историю.

«Жили в квартире сорок четыре сорок четыре веселых чижа…». Именно столько трупов оставил после себя маньяк Малевич — тоже прошедший Голодомор (в романе негодяй и вовсе оказывается братом героя) и — внимание! — обученный нацистами в прямом смысле слова пить кровь христианских младенцев. Он был одним из тех, кто входил в так называемые «отряды мести», созданные немцами в неуёмном стремлении отплатить советской власти за свое поражение. Поэтому в Малевиче соединяются целых три фазы асоциального поведения - разбой по зову мятущейся педофильской души, вампиризм, привитый страной-агрессором и политические мотивы. Но не он олицетворяет главное зло в этом произведении. Виновата сама страна, атмосфера ненависти, морок уныния и страх, как единственная форма жизни.

Визуальный ряд фильма лучше всего описывают строки из старой песни группы «Крематорий» — «На этой улице нет фонарей. Здесь не бывает солнечных дней». Квартиры героев напоминают склепы, куда никогда не проникает свет. Дверные звонки отсутствуют. Телефон — это такая редкость, которую необходимо прятать в шкафу и использовать редко, при крайней необходимости. Города сталинской России — это сплошные заводы, куда под гнетом социалистического ига хмуро движется «козье племя» затравленных, униженных трудом людей.

Даже во времена холодной войны американцы не позволяли себе настолько концентрированного бреда в изображении советской реальности. Понятно, что фильм демонстрирует западное представление о тоталитарном государстве. Но как бы ни пытались авторы живописать ужасы сталинской диктатуры, на выходе у них получилось показать всю ту же Америку. Причем — Америку двадцатых-тридцатых годов. Улицы, квартиры, заводы и рабочие кабинеты — все это уже было видено нами неоднократно в фильмах времен Великой Депрессии. Персонажи фильма скорее похожи на полунищих ирландцев, только что сошедших на американский берег. Ну а налеты «славных бойцов МГБ» на дома и квартиры «врагов народа» напоминают облавы американских копов на притоны бутлегеров. Есть правда в данной картине фраза, которой веришь безоговорочно. По иронии произносится она карикатурным злодеем — капитаном МГБ Василием. Он жалуется вышестоящему офицеру — «Меня окружают идиоты!». Относится ли это к авторам фильма? Вопрос остается открытым. Гораздо интереснее события развиваются в наши дни. Сегодня, накануне премьеры, картину лишили прокатного удостоверения. Акт, готовый встать в один ряд со скандальными театральными постановками, плясками пчелок и прочего современного искусства. Поэтому рядовой зритель не сможет насладиться эпическим полотном, но либеральные журналисты, посетившие пресс-показ, безусловно, расскажут народу всю правду-матку об ужасах тоталитаризма двух эпох.

Снимок в открытие статьи: кадр из фильма «Номер 44» / Фото: Summit Entertainment/ ZUMAPRESS/ Globallookpress

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня