Культура
15 апреля 2015 16:45

Между Сталиным и маньяком

Анастасия Белокурова о новой западной киноподелке об ужасах тоталитаризма «Номер 44»

5061
Между Сталиным и маньяком

Фильм «Номер 44» (США, Великобритания, Чехия, Румыния, 2015, режиссер — Дэниэль Спиноза, в ролях — Том Харди, Гари Олдман, Нуми Рапас, Пэдди Консидайн, Юэль Киннаман) — невероятная по уровню агрессивного маразма вампука о том, как Сталин запретил в «советском раю» убийства, а несогласных с этим утверждением, ждали ссылки, лагеря и прочие казни для «врагов народа».

Главный герой кинокартины — бывший детдомовец Лев Демидов (Том Харди) чудом выжил посреди страшного Голодомора. Позже именно он позировал для легендарной фотографии на крыше рейхстага со знаменем Победы. Теперь же, в 1953-м, он — капитан МГБ — выявляет предателей и шпионов с чуждыми для советского слуха фамилиями Бродский и Ахматова. Но однажды, на железнодорожных путях находят изувеченное тело ребенка, по странной случайности — сына сослуживца Демидова. Расследовать дело нельзя, ибо, как сказал Сталин, в Советском Союзе не может быть таких буржуазных пережитков, как убийства. Поэтому смерть мальчика объявляется несчастным случаем, а всех сомневающихся в этом под страхом расстрела заставляют молчать.

Когда же Льву поручают вести дело собственной жены Раисы (Нуми Рапас), он отказывается отречься от супруги и оказывается сосланным в грязно-провинциальный город Вольск на реке Тобол (там, по мнению авторов, делают автомобили ГАЗ) в качестве рядового милиционера. В этом мрачном, как самая глубокая ночь, Вольске бывший капитан включается в расследование дела о загадочных убийствах и изнасилованиях мальчиков-подростков. Помогает ему опальный генерал Нестеров (Гари Олдман), который по странному и ничем не объяснимому капризу носит погоны полковника. Весь репрессивный аппарат госбезопасности начинает активно мешать неугомонному Льву, на чьем и без того лишенном радости лице начинает проявляться вечная маска страдающей обреченности.

В итоге маньяком-педофилом оказывается высокопоставленный инженер с завода «Ростсельмаш» по фамилии Малевич. В финальной схватке в таежном болоте под Ростовом-на-Дону он будет повержен. На этих же болотах найдет свой бесславный конец и другой антагонист Льва — карьерист и убийца, капитан МГБ Василий (Юэль Киннаман). За проявленный героизм Демидова реабилитируют и после смерти Сталина разрешат герою организовать Московский Уголовный Розыск. Так видит ситуацию британский писатель Том Роб Смит, по книжке которого поставлен «Номер 44», и который вдохновлялся преступлениями Чикатило и Бог знает чем еще в своей попытке в очередной раз лишить покрова тайны советскую историю.

«Жили в квартире сорок четыре сорок четыре веселых чижа…». Именно столько трупов оставил после себя маньяк Малевич — тоже прошедший Голодомор (в романе негодяй и вовсе оказывается братом героя) и — внимание! — обученный нацистами в прямом смысле слова пить кровь христианских младенцев. Он был одним из тех, кто входил в так называемые «отряды мести», созданные немцами в неуёмном стремлении отплатить советской власти за свое поражение. Поэтому в Малевиче соединяются целых три фазы асоциального поведения - разбой по зову мятущейся педофильской души, вампиризм, привитый страной-агрессором и политические мотивы. Но не он олицетворяет главное зло в этом произведении. Виновата сама страна, атмосфера ненависти, морок уныния и страх, как единственная форма жизни.

Визуальный ряд фильма лучше всего описывают строки из старой песни группы «Крематорий» — «На этой улице нет фонарей. Здесь не бывает солнечных дней». Квартиры героев напоминают склепы, куда никогда не проникает свет. Дверные звонки отсутствуют. Телефон — это такая редкость, которую необходимо прятать в шкафу и использовать редко, при крайней необходимости. Города сталинской России — это сплошные заводы, куда под гнетом социалистического ига хмуро движется «козье племя» затравленных, униженных трудом людей.

Даже во времена холодной войны американцы не позволяли себе настолько концентрированного бреда в изображении советской реальности. Понятно, что фильм демонстрирует западное представление о тоталитарном государстве. Но как бы ни пытались авторы живописать ужасы сталинской диктатуры, на выходе у них получилось показать всю ту же Америку. Причем — Америку двадцатых-тридцатых годов. Улицы, квартиры, заводы и рабочие кабинеты — все это уже было видено нами неоднократно в фильмах времен Великой Депрессии. Персонажи фильма скорее похожи на полунищих ирландцев, только что сошедших на американский берег. Ну а налеты «славных бойцов МГБ» на дома и квартиры «врагов народа» напоминают облавы американских копов на притоны бутлегеров. Есть правда в данной картине фраза, которой веришь безоговорочно. По иронии произносится она карикатурным злодеем — капитаном МГБ Василием. Он жалуется вышестоящему офицеру — «Меня окружают идиоты!». Относится ли это к авторам фильма? Вопрос остается открытым. Гораздо интереснее события развиваются в наши дни. Сегодня, накануне премьеры, картину лишили прокатного удостоверения. Акт, готовый встать в один ряд со скандальными театральными постановками, плясками пчелок и прочего современного искусства. Поэтому рядовой зритель не сможет насладиться эпическим полотном, но либеральные журналисты, посетившие пресс-показ, безусловно, расскажут народу всю правду-матку об ужасах тоталитаризма двух эпох.

Снимок в открытие статьи: кадр из фильма «Номер 44» / Фото: Summit Entertainment/ ZUMAPRESS/ Globallookpress

Последние новости
Цитаты
Пол Робертс

Доктор экономических наук

Анатолий Альтштейн

Доктор медицинских наук, профессор НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, вирусолог

Андрей Заостровцев

Экономист, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня