Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
1 мая 2015 11:09

Очарованный дилетант, противостоящий хаосу

Поэтические воззрения дальневосточника на природу

1679

Василий Авченко «Кристалл в прозрачной оправе. Лирические лекции о воде и камнях»

Дальневосточный мумий-тролль славянской наружности, причисляющий себя к «восточным русским», рассматривает море, рыб, камни. Пытается не только показать и высветить их с новой грани в стиле «а вы ноктюрн сыграть могли бы», но и заговорить с ними, попытаться расшифровать их язык или, хотя бы наметить путь к распутыванию кода.

Автор книги «Правый руль» и совместки с Ильей Лагутенко «Владивосток 3000» Василий Авченко составил особые записки любителя, которые вошли в финал премии «Национальный бестселлер». Записки любящего, включенного человека, который умеет видеть и радоваться увиденному. О себе он говорит: «я — всего лишь человек, живущий у моря». В этом есть большая доля кокетства, но для мумий-тролля, берущегося за увлекательный рассказ, это вполне простительно. Это всего лишь море — в тридевятом царстве, но в нашем государстве. Для многих это «все лишь» — терра инкогнито, о которой есть свои представления, стереотипы, но минимум знания и ощущения сопричастности. Авченко же не теряет этого чувства «причастности к чуду» и этим своим умением, этой радостью пытается поделиться методом «восторженного дилетантизма». Он пишет о своей повседневности, но именно так, что все это обретает достоинства чуда подобно игре на флейте водосточных труб.

Дальневосточный мумий-тролль, как древний сказитель, заводит свою песню, и она очаровывает. Он, как Ихтиандр, в его «жилах течет море». Его коронная, отлично характеризующая, стиль восторженного дилетанта фраза: «не знаю — но очевидно». С позиций этой очевидности автор и выступает, ведь знание не только умножает скорби, но и штампует стереотипы, чудо форматирует в привычку.

Новая книга Авченко равносильна переносу столицы страны. Он пишет, что наша «картина мира безнадёжно искажена евроцентризмом». Если не подправить, то, по крайней мере, сказать, что есть и другие варианты пути, необходимо. Есть жизнь и за пределами европоцентризма. Диковинная и чудесная. Автор пытается рассказать о формировании «приморского субэтноса советско-русского народа — со своими словечками и привычками», не забывая и про свое «сказочное» детство. Авченко настаивает, что у «восточных русских» особая ментальность.

Через попытку причастия к этой другой России, Василий Авченко как будто говорит, что у нас есть два пути: либо нам из сухопутной и речной цивилизации все более становиться морской, что дает импульс к преодолению замкнутости, ограниченности, ведь моря связаны между собой и в них отражается небо. Либо мы будем «наблюдать начало конца европейской цивилизации Приморья». Потерю, исход, бегство.

Если начало философии в удивлении, то и Авченко, раскрывая мир Приморья, выстраивая его философию, старается удивить: «Я не очень удивлюсь, если завтра увижу в море русалку. По-моему, даже учёные не знают всего, что водится в наших морях. Обитатели наших — таких домашних, казалось бы, глубин напоминают инопланетян, „чужих“. Иногда вообще кажется, что всех этих рыб мы выдумываем сами. Больное воображение человека создаёт новые миры, и что привидится ему в горячечном кошмаре — то и зарождается в море».

В Приморье надо быть готовым ко всему и не уставать удивляться. Ну, а «плотва», «ботва», «Москва» — что-то затхло-болотное, белёсое, унылое"… Столицу точно следует переносить. Туда, где лотос, преодолевая грязное болото, вырастает чистым. В настоящую центральную Россию, а не по меркам той, которая «от Волги до Енисея», как в одной известной песне. Может это и есть средство борьбы с «древнерусской тоской», о которой поет БГ?..

Вообще, в географической картине мира Авченко Запад воспринимается не самым лучшим образом. Запад — это не только Москва, в которой слышится нечто «затхло-болотное», но и Европа, подобная мертвой ракушке: «Мёртвую ракушку, куда заползает рак-отшельник, не имеющий собственной раковинки, напоминает мне современная Европа». Другое дело неизведанный Восток, здесь солнце встает.

Принадлежность к Западу портит: «Предубеждение у меня присутствует только по отношению к ненашей рыбе — то есть западной, странной, чужой». Рыбе, испорченной европоцентризмом.

Русская культура чрезвычайно восприимчива и открыта. Там, где Москва она больше тянется к Западу, здесь, в Приморье — к азиатским культурам, насыщается ими.

Дальневосточный аэд использует метод аналогий, в основе его философии принцип, что «всё на Земле подобно всему». Так схожи «скелеты морских ежей и форма нашей планеты, что позволяет делать далеко идущие выводы о том, что каждый никчёмный морской ёж — микропланета, отдельный космос, ведь все кристаллы Вселенной подобны друг другу, как внутренности народной японской куклы „матрёшка“». Отсюда и обилие метафор, ведь «все в мире повторяет несколько общих форм».

Микропланеты можно поедать, разрушать, они могут причинять боль, втыкаясь в кожу: «Морских ежей у нас едят зеленовато-бурых, тех, что с щёткой коротких иголочек. Их раскалывают камнем, достают оранжевую внутренность, именуемую икрой, и поедают её в сыром виде, заворачивая в туман. Говорят, раньше её возили в Москву — для омоложения стареющих членов Политбюро. Ежей чёрных, с длинными иголками, не едят. На них лучше не наступать — иголки имеют свойство обламываться и застревать под кожей, откуда их непросто выковырять».

Глубоководные рыбы подобны, по Авченко, алмазам, так как зарождаются в глубинах. Да и мудрость, подобная вечности камня, проявляется в молчании рыбы: «Разговоры придумали суетные теплокровные люди, чтобы не скучно было проводить мнимую вечность».

Мудрость рыбы и в том, что она тянется к Северу, поэтому «когда люди станут умнее, они потянутся на север». А здесь — северная страна Россия, где «холоднее всех». Мы «зажатые во льдах челюскинцы», морозы «часть нас самих». И эмиграция из России — «климатическая». Недовольство ей, тоска — все оттуда — из-за морозов.

Принцип подобия должен проиллюстрировать не только слитность и нераздельность мира, где все взаимосвязано и все перетекает друг в друга, но и ограниченность человеческого познания, в силу чего приходится использовать «примитивный способ сравнения», аналогий.

Подобие себе нашел и автор, утверждая, что его настоящая профессия — трепанг: «Как он фильтрует воду, так я пропускаю через себя информацию». Его профессия трепанг, а сам принадлежит к группе кварца.

От текущей субстанции Авченко переходит к твердой — к камню, который есть «понятие краеугольное не только в домостроении, но во всём». Без него немыслима человеческая цивилизация. Хотя понятия текучести и твердости также условны.

Вообще Авченко за слом привычки, за способность к особому зрению и чувству. Так он показывает условность привычного деления одушевленное-неодушевленное. Если ты способен видеть иначе, то начинаешь усматривать поэзию, чудесную и загадочную жизнь во всем.

В произведениях дальневосточного писателя много праворульных железяк, камней, воды, мало людей. Он будто выступает современным Паскалем, для которого человек — «мыслящий тростник». Авченко считает, что человек по сравнению с камнем — «мыслящая плесень» на земле. Вообще сравнение с камнем идет не на пользу человеку, оно сразу нивелирует все его претензии: «С точки зрения камней люди — даже не бабочки-однодневки, а мыльные пузыри, случайные узоры калейдоскопной мозаики, появившиеся на ничтожное геологическое мгновение». Или вот еще один антигимн человеку: «Посмотришь на камень и понимаешь, как убог человек», «человека почти нет». В этом принижении «царя природы», в умалении значения, он как бы встраивается в общее единство всего сущего и этот «мыслящий тростник» обретает смысл на фоне вечности камня.

Возможно, человек — микроскопический атом, включенный в грандиозную цепочку рождения камня. Человек становится со-творцом большой геологической истории. Он между водой и камнем: недовода и недокамень. Человек потребовался, чтобы осознать красоту камня и воды.

Через эту включенность в геологическую историю человек должен понять настоящее значение такого сильно переоцененного понятия как «индивидуальность»: «что такое индивидуальность по сравнению с всеобщим единством, в которое ты навсегда включён?». Личность ущербна, «есть формы существования куда более высокие и захватывающие — быть всем, везде, всегда».

За слом привычки писатель выступает и по отношению к словам, которые мы воспринимаем совершенно автоматически, а значит, поверхностно, отстраненно: «Мы привыкли к звучанию слов и не вслушиваемся в него, не вычленяем смысловые корни». Поэтому автор и говорит о себе: «пытаюсь играть словами» — это как игра с камнями, собирание камней.

Но он не только игрок, но и предстает медвежатником — вскрывателем сейфов со своей особой отмычкой, ведь «язык — сейф, от которого потеряны ключи и в котором лежит то, о чём сами носители языка давно позабыли». Еще «язык — альтернативный мировой океан». Все подобно всему. Не забыли? Поэтому — отмычку, акваланг и вперед на глубину.

Игра словами — не бессмыслица, а особый сакральный ритуал, мистический космогонический акт, ведь «литература — тоже алхимия, сообщающая обычным словам и фактам новое качество, превращающая угли в алмазы». Собственно, об этом же в свое время сказал Владимир Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии»: «Поэзия — та же добыча радия./В грамм добыча, в годы труды./Изводишь единого слова ради/Тысячи тонн словесной руды».

Этот взгляд по-другому, иным масштабом помогают оттачивать камни: «Камни заставляют смотреть на жизнь по-другому, не тем взглядом, что смотрим обычно мы — существа, живущие всего 70−80 лет. У камней иной масштаб». Отсюда и авторская «очарованность камнем».

Особая способность видения поэзии преодолевает и устойчивое деление живой и неживой природы, реального и сказочного: «Сказки Пушкина о рыбке и Бажова о камнях для меня — самый настоящий реализм». Поэтому появляется другой принцип: возможно все, включая русалок в океанских глубинах, ничто чудесное не может не стать реальностью. Все находится в особом единстве, круговороте, который устраняет любые границы.

Все это и есть настоящая поэзия. Не знаю, почему Василий Авченко не записал свою книгу столбцом.

«Думая об этом и ощущая близость предела своих мыслительных возможностей, я пытаюсь поймать даже не мысль, а ускользающее ощущение рвущейся ниточки смысла, но через мгновение, как растворяющийся в утреннем воздухе сон, исчезает даже эта невесомая тень понимания, и я бессильно останавливаюсь у границы, за которой — непознаваемое» — на самом деле, разве это не поэзия, разве не схоже с озарениями философов-мистиков, уловивших иным зрением совершенно неочевидные взаимосвязи вещей, и через которые весь мир выстраивается в единую стройную симфонию?..

Важно, что разговор у Авченко подводится к крайне значимому утверждению: «в любой живой сущности, включая камни, заложены силы противостояния хаотизирующему началу — для движения вверх, к более высокоорганизованному состоянию, к совершенству. Что с того, что эти силы исчерпаемы, — главное, что они есть. Разрушать легче, чем создавать; любой сложный механизм или организм может быть разрушен самым примитивным орудием, но тем замечательнее силы, заставляющие эти организмы вновь и вновь возникать, развиваться, усложняться, тянуться вверх». В русской культуре и литературе изначально были заложены эти структурообразующие силы. Они составляют основу кристаллической решетки отечественного культурного драгоценного камня.

О противостоянии хаотизирующему началу нельзя забывать, тем более есть близкие примеры, когда торжествует хаос и все рассыпается в прах. Так Авченко пишет о советской цивилизации, которая «создавала нового человека, шла в космос, строила вавилонские башни. Но все процессы, протекающие во времени, конечны, и эта цивилизация, успев родить и меня, ушла, оставив руины, масштабом и загадочностью напоминающие идолов острова Пасхи и египетские пирамиды». В связи и этим вспоминается стихотворение Эдуарда Лимонова: «СССР — наш Древний Рим». Главное, чтобы дистанция между этой цивилизацией и ее потомками была не слишком фундаментальна, чтобы они не выродились в ее пародию.

Не стоит думать, что воспевая дальневосточное, восточную русскую ментальность, Авченко выступает в роли литературного сепаратиста. Он именно, что за преодоление односторонности, одного привычного взгляда, за объемное зрение, за широту: «Стране хорошо иметь большую территорию и акваторию. Такую, чтобы на одном конце водились рыбы северные и серые, на другом — южные и яркие; на западе — окуни и плотва, на востоке — скрипали и змееголовы. Ошельмованная обывателями идея империи уже рыбами оправдывается чисто эстетически, и этого достаточно».

Авченко за большую страну, которая самодостаточна, как кристалл, в которой «есть всё или почти всё», здесь целые миры. Отсюда и вопрос: «Понимали ли это первопроходцы, которые ещё в XVII веке дошли до Камчатки и Чукотки, что выглядело безумием при той численности населения и тех коммуникациях (куда там Колумбу)? Или чувствовали что-то интуитивно?». Первопроходцы, которые вразрез всяческому здравому смыслу выстраивали эту русскую вселенную.

Книга Авченко это в тоже время и реабилитация идеи этой естественной империи от предрассудков обывательского восприятия. «У империи есть всё — и своя Африка, и своя Арктика» — каково звучит! Империя обладает полнотой, законченностью, единством, она противостоит хаосу. Ощущение самодостаточности империи может удержать центробежные тенденции, сепаратизм. Она, как камень, который только крепчает от тех же революций и войн.

Страна по Авченко подобна сердцу, которое то сжимается, то расширяется, сейчас мы застряли в полосе сжатия и эту тенденцию необходимо переломить: «Очертания России колыхались, уточнялись, она то сжималась, то расширялась, как сердце. Последний раз расширялась в 1945-м, сейчас проходит через сжатие. В 1991 году мы потеряли много земли и ещё больше того, что под землёй. Но нам по-прежнему есть что терять». Пока есть, мы еще не превратились в мертвую ракушку.

Писатель показывает, что принцип единства всего противоречит понятию частной собственности, через которое разрушается цельность мира: «Ничего никому не может принадлежать вообще, что за категория такая — „принадлежность“, если всё и все связаны в одно целое, пусть мы и пытаемся забыть, перестать ощущать эту цельность, разбивая окружающий мир на множество отдельных и якобы не связанных друг с другом частей и выстраивая между этими частями неестественные отношения». Понятие «принадлежности» дробит полноту большой страны, оно перечеркивает ее самодостаточность в которой «есть все».

Об этой большой стране, как более высокой форме существования, ее кристаллической решетке и рассказывает дальневосточный мумий-тролль, который хочет быть всем, везде, и всегда. Пора прекратить процесс сжатия в нору своей индивидуальности. Что она по сравнению с камнем?.. Пора настроить умное зрение и начинать видеть слитность и нераздельность всего в этом мире.

Снимок в открытие статьи: Василий Авченко/ Фото: Вадим Жернов/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Анастасия Удальцова

Политик, общественный деятель, депутат ГД РФ

Игорь Николайчук

Эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня