Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
1 мая 2015 11:17

Немного беременные высоким искусством

«Ленинград 46»: филологическая юность «Бандитского Петербурга»

4367

С конца марта по НТВ шёл «самый ожидаемый сериал сезона», и хотя обещали сериал криминальный (то есть под пиво с чипсами), после просмотра стало не на шутку страшно.

Дело в том, что у меня много друзей-филологов, есть среди них даже профессора. Знакомство с «Ленинградом 46» заставило посмотреть на этих симпатичных людей с некоторым подозрением. Я бы даже сказал — с опаской. Потому что основная сюжетная линия сериала — неуклонное превращение бывшего преподавателя университета Игоря Данилова (Сергей Гармаш) в воровского авторитета по кличке «Учитель» (он же).

Оказывается скользкая дорожка от знатока «Медного всадника» до безжалостного убийцы и бандитского главаря чрезвычайно коротка. А главное — пряма. Мысль, честно скажем, не новая. Если обратили внимание — все голливудские подонки, маньяки и потрошители слушают (порой и сами исполняют) исключительно Бетховена, говорят цитатами из Шекспира и любуются живописью Моне.

В общем, если ты не работаешь на автозаправке, не питаешься хот-догами и вместо стаканчика виски с какого-то перепугу заказываешь себе бокал «Каберне» — окружающим в пору забеспокоиться. Если же рядом с вами поинтересуются вином из более редкого сорта винограда, например какого-нибудь «Пино Нуар» — берите вещи и уходите не оглядываясь, лучше бегом. Потому что нормальные мужики и правильные пацаны «Лунную сонату» не слушают.

Правда (объясняют нам в отечественном сериале) вырождение нашего героя происходит под непрекращающимся давлением тоталитарного строя и неприятных жизненных обстоятельств. Таковых неприятных обстоятельств несколько, и первое — Великая Отечественная война, куда Данилов уходит добровольцем. На фронте он (разумеется) попадает в плен (иначе, о чём сценарий?). После плена он (разумеется) отправляется в штрафбат. Правда, герои этого сериала уже путаются и иногда говорят про «штрафные роты» (что более правильно). То есть какой-то прогресс по сравнению с 90-ми наметился…

Но основная канва сериального искусства на военную тематику соблюдена в точности. По возвращении домой наш герой узнаёт, что его жену и дочь (разумеется) увёл видный партийно-хозяйственный тип. Которыйи начинает незамедлительно гадить фронтовику. Вскоре этому типу на смену приходит ещё более мерзкий партийно-государственный тип, трудами которого мечтательный поклонник Пушкина превращается в грабителя банков, держателя бандитских общаков и попросту головореза.

Остальное, так сказать, всего лишь этапы этого большого пути. Знакомство с видными современниками (уголовными авторитетами), скоропостижная любовь (сначала в машине, потом под деревом) с молоденькой экскурсоводшей, конфликт интересов с начальником отдела по борьбе с бандитизмом (Евгений Миллер) — тому после партийного-государственного типа достаются жена и дочь авторитета. Наконец, практически геройская гибель на Волховской ГЭС, каковую он, пушкинист-рецидивист, спасает от диверсии.

Гармаш, конечно, хороший актёр, но такого — даже он не вытягивает. Серий в сериале так много, а сюжет настолько заборист, что даже не удивляешься, когда из ниоткуда возникают новые персонажи и сюжетные линии, а старые исчезают в никуда. И режиссёр (Игорь Копылов), и авторы сценария (Андрей Тумаркин, Елена Строгалева) о них попросту забывают. Так на протяжении трёх серий анонсируется появление Андрея Мерзликина. И он действительно появляется в кадре и в течении двадцати секунд ползёт по траншее, чтобы прикурить у Гармаша. Что тут скажешь — правдиво воссоздан образ советского офицера. Запоминающаяся роль.

Обычно создатели шедевра в таких случаях говорят, что наснимали-то мы на эпос, но тут пришёл господин формат (который с телевидения) и ножничками так щёлк-щёлк (в смысле, пальчиками по клавиатуре). Чтобы на выходе получилось оно.

Здесь как с кофе: если вдумчиво и со вкусом, значит — он, наспех — оно.

Но что характерно для нашего «сериального искусства»: всегда хочется не до конца лечь под формат, не до конца «продаться». Окурки, наколки, мат- перемат — и вдруг дерево. Дуб. Вот он зелёный, вот облетает, вот в инее. Ага, философия. Если кто не понял, аллюзия. Бондарчук и Толстой. Наташа Ростова, и какой хренью приходится заниматься, чтобы семью прокормить. Но мысли-то, но чувства, но образы! Но потенциал…

Нельзя быть немного беременным. Серджо Леонене претендовал на лавры «Войны и мира» и «Ватерлоо», а Бондарчук не снимал вестернов. И если что такое «формат» до сих пор внятно так и не объяснили, то вот жанров-то никто не отменял. Поэтому что от их смешения «оно» становится ещё «онее».

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня