Московский писатель Юрий Нечипоренко не ищет легких путей. Еще в 1998 году появился роман «Инициация» — детектив, изложенный глазами ребенка. В 2010 -«Начальник связи» — книга рассказов-воспоминаний об отце, тоже не самый распространенный вариант детской литературы.
В «Золотом петушке» автор продолжил тему «Инициации», которая, по сути, стала первой частью нового романа.
Действие книги происходит в 90-е годы. Главный герой — подросток Юра приезжает с отцом на отдых в Коктебель и оказывается в центре разборок местного криминала. При этом «Петушок» не является иллюстрацией модной для тех лет книги-«чернухи» (романа-физиологии). Повествование отличает доброта и тонкая, правда не без некоторой черноты (дань сюжету), ирония. Перед приездом в пансионате произошло убийство отдыхающего. Естественно, это стало темой для разговоров, как в среде курортников, так и местных жителей — в итоге у рассказчика «возникло ощущение, что этот несчастный тип уже превратился в нашего родственника — так много мы о нем узнали за два дня».
Роман прекрасно передает атмосферу эпохи. Вот характеристика одного из персонажей книги: «он служил в армии и удачно продал склад оружия на Кавказе. Потом вовремя демобилизовался, получил кредит как бизнесмен, закупил партию наркотиков и организовал рейсы транспортных самолетов из Таджикистана в Прибалтику с прибыльным грузом — сорвал куш, „снял пенки“ — и когда этой деятельностью заинтересовалась военная прокуратура, переехал ближе к своим финансам — в Швейцарию».
Или еще один портрет, на этот раз главы местной администрации: «Фефелов был ближе душам интеллигентов. Город при нем зарос грязью, но он „давал жить“ всем, он устраивал и мафию, и чиновников, и торговцев — никого не давил, не преследовал».
Постепенно детективный сюжет замещается основной сюжетной линией — поиском похищенной из могилы головы Гоголя. И именно поиск гоголевской главы вовлекает персонажей романа (а заодно и читателей) в мир мистики, фантасмагории, карнавальной культуры. Герои переносятся в Китай и Польшу, в Чехию и на Алтай, в Грецию и на Украину…
Воздержимся от подробного изложения содержания романа Юрия Нечипоренко — когда дело касается хорошего художественного произведения, читатель только выиграет от непосредственного знакомства с ним, минуя посредников. Критик все равно не сможет передать все тонкости и особенности поэтики романа.
С появлением гоголевского сюжета книга начинает выступать в качестве некоего аналога фолк-хистори. Впервые, если не ошибаемся, версию о похищенной голове выдвинул советский беллетрист Владимир Лидин, присутствовавший при перезахоронении автора «Мертвых душ» из некрополя закрытого Данилова монастыря на кладбище Новодевичьего в 1931 году. Он же стал автором еще одной, отличной от предыдущей, версии — будто череп умершего был повернут набок, как у спящего человека. Последнее, создало легенду, согласно которой Гоголь был похоронен в состоянии летаргического сна.
Версия о пропавшей голове опровергается актом экспертизы, составленным сотрудниками ОГПУ, и хранящемся ныне в фонде Гоголя в РГАЛИ. Сомнительно, чтобы чины советской политической полиции дали бы в данном случае ложную информацию.
Почему Юрий Нечипоренко включил в свой роман элемент фолк-хистори?
Думается, что здесь главную роль сыграло увлечение писателя мистикой, архаическими культами и древними эзотерическими учениями. Не зря «Петушок» имеет подзаголовок «роман-инициация». Как справедливо отмечали критики, в книге у Нечипоренко мифология сплетается с обыденной жизнью, ритуал и миф программируют поведение современных людей, и читателю становится понятно, что современная культура лишь скрывает глубины архаики, в которых как раз и обитают истинные причины наших действий. А может быть эзотерика и древние обряды просто становятся частью нынешней культуры повседневности? Или мистика только видимость? Вот как описан в романе Люцифер: «Князь тьмы оказался при ближайшем рассмотрении шахтером в каске с коногонкой — она-то и была похожа на рог». Или наоборот, именно наша реальность и есть иллюзия, а человек всего лишь «аспра — фантомная сущность, которую изготовили боги или инопланетяне».
Именно из-за интереса к эзотерике, у писателя присутствует не менее пристальный интерес и к Гоголю. В его творчестве Нечипоренко видит следование древним мистическим и эзотерическим традициям. Напомним, что автор романа несколько лет назад написал в жанре книги для семейного чтения биографию Гоголя — «Ярморочный мальчик».
При этом мы имеем дело не с набившим оскомину постмодернизмом. Описанные культы даются через литературную традицию, заставляют вспомнить образцы прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Михаила Афанасьевича Булгакова или все того же Гоголя. Вот, например, советы современной ведуньи из Киева, словно только что сошедшей со страниц «Вия»: «Гурий Маркович? Как здоровьице? Ну, слава Богу. Покушайте сушеных тараканов. Кушайте, кушайте, не брезгуйте — сразу полегчает».
Следует отметить, что здесь речь идет не о простой (пусть даже и талантливой) стилизации. Она органично дополняется ироничными комментариями автора-повествователя. Вот еще одна сцена со все той же ведуньей: «Старуха зевала. Без телевизора она томилась, дела себе не могла найти: вставала рано, зелья готовила на рассвете, а потом принимала клиентов и смотрела телевизор. Она стала тихо посапывать — решила вздремнуть до утра. Зазевала и мамаша Багиры. Карты Таро выпали из ее рук. Передовой отряд матриархата явно клонило ко сну».
Но тут же, увы, таится слабая сторона новой книги писателя. Дело в том, что автор смешивает различные жанры (например, сказку и детектив), разные формы повествования (фантасмагория, и реализм), наконец, включает в ткань романа исторические, литературоведческие, и все те же мифологические элементы (в последнем случае мы имеем дело с мифологией различных культур, в частности, шумерской). Все они не столько перегружают книгу (вкус писателя не допускает этого), сколько, как кажется, придают ей ненужную эклектичность.
Меньшая избыточность наверняка пошла бы на пользу роману, также как и «Ярморочный мальчик», рассчитанному на семейное чтение, который, впрочем, все равно оставляет благодарные воспоминания у читателя.
Нечипоренко Ю. Д. Золотой петушок. — Москва: Современная литература, 2014. 320 с.