Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
17 мая 2015 14:50

Искусство против «самовыражения»

Виктор Тихомиров: «Считаю, с Pussy Riot тогда поступили правильно»

2906

События последнего времени дают повод вновь задаться вопросом: чем является искусство сегодня? С ним корреспондент «СП» обратился к легендарному «митьку» — Виктору Тихомирову, в доперестроечные годы стоявшему у истоков питерского андеграунда. Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Сергей Курехин и многие другие знаковые фигуры — вот круг Виктора Ивановича тех лет. Сегодня он признанный мэтр, устраивает выставки, размышляет над культурным процессом, подчеркивая: не желает быть современным художником.

«Не хочу быть современным художником»

«СП»: — Ваша мастерская — культовое место. В 1980-е здесь собирались ключевые силы городского андеграунда. А что стало с ним в наши дни?

— Нет никакого андеграунда. Андеграундом не является уже даже прибитие тестикул к брусчатке на Красной площади — транслируют сразу же по всем каналам, никакого андеграунда. Его просто не существует. Андеграундом невольно стало самое традиционное, классическое искусство. Какой-нибудь человек, который прошел определенную школу, вышел на академический уровень — он и есть андеграунд, пожалуй. Потому, что все смотрят на него с недоумением, искусствоведам тяжело на нем отличиться — они не знают, чего сказать по этому поводу. На картине все изображено — чего тут объяснять, нет никакого повода к словоблудию. Так что — невольно получился перевертыш: то, что раньше было андеграундом, стало самым настоящим граундом, а все, бывшее граундом — андеграундом. Вот я на выставку, размещенную на Невском проспекте, сделал три графики просто под XIX век — именно под лозунгом: «Не хочу быть современным художником». Хочется быть мастером, чтобы самому было не противно смотреть, чтобы картины не надоедали. Искусство должно быть вечным, а не актуальным. Сам термин «актуальное искусство» — саморазоблачителен. Актуальной должна быть только публицистика. Ни живопись, ни литература, ни музыка не может быть таковой. Ну, вот возьмешь ты сейчас сторону каких-нибудь украинцев с майдана или наоборот, бросишься на баррикады жечь своим искусством, а через пять лет окажется, что все это было манипуляцией, проплачено циничными банкирами, и ты, как идиот, будешь со своим «актуальным искусством» в биографии, а его и в руки побрезгуют взять.

«СП»: — Какие цели тогда, по вашему мнению, должен ставить художник?

— Художник, если он имеет достаточное развитие и образование (не обязательно речь об учебном заведении — он вполне сам может образоваться), должен стремиться к вещам, которые не устаревают, к философскому уровню. Какой там андеграунд? Просто всегда есть молодые люди, которым не находится места сразу на выставочных пространствах. Они пытаются сами искать путь. И правильно. И пускай размешивают застойное болото. «Митьков», в свое время, никакой Союз художников близко не подпускал. Мы и делали свои квартирные выставки, на своей жилплощади.

Не мешало бы ввести цензуру

«СП»: — Как вы относитесь к цензуре?

— Борцы с цензурой всегда недооценивают силу и пакостную прилипчивость всякой гадости. Именно силу, обаяние и даже очарование. Не мешало бы ввести цензуру — ограничить употребление терминологии хотя бы. Запретить использовать термины, авторитет которых накапливался столетиями. Запретить применять их к какому-то хламу. Это и вина искусствоведов, теоретиков, которые словоблудием себе заработали какие-то небольшие, позорные деньги, зато исказили все представления и уничтожили критерии искусства. Все можно теперь назвать художественным жестом. Наложишь кучу в церкви — это будет художественный жест. Скажешь, а я вот художник, я так понимаю. А вы — не понимаете. И что тут можно возразить? Если сейчас кинуть клич, кто готов отсидеть в тюрьме, но потом получить известность, когда и Мадонна, и Маккартни, и Стинг будут писать на майке ваши имена, о вас будут все медиа говорить без конца — очередь выстроится из лоботрясов, и конца-краю ей не будет. Сложность не в цензуре, а в механизме ее работы. Механизм надо продумывать.

«СП»: — Немало тогда было споров относительно справедливости наказания.

— Считаю, что все правильно было сделано. В противном случае сейчас бы уже по куполам лазили девки голые, спиливали бы кресты, делали все, что угодно — лишь бы обратить на себя внимание. А какое дело до них интересующимся искусством, глубиной мысли человеческой, красотой, гением, любованием? Какое им дело до ничтожных субъектов, пытающихся самовыразиться? У тебя есть, что выражать — выражай. Самовыражение — от лукавого. Нужно реализовать данное тебе Богом — силу, талант, это да. Тебе даны возможности — реализуй их. Делай, что должен и не беспокойся, выразишься или нет — да плевать на тебя и забыть, кто ты такой, время отнимаешь у людей. Пусть они сами к тебе придут, попросят тебя еще что-нибудь сделать, поднапрягись, даже если тяжело — хоть еще один фильм сними, хоть еще одну книжку напиши, хоть одну картинку, а мы полюбуемся. Вот как надо работать. А не отчебучить чего-нибудь на потребу бездельникам, людям, не интересующимся искусством, а которым просто в конце дня комфортнее посмотреть на чужие безобразия: это их развлекает, забавляет. Таких, правда, много, на них можно зарабатывать. Потому для них и делается такой продукт. И подобным искусством соблазнительно заниматься.

Все современное искусство — это способ зарабатывания денег

«СП»: — Есть те, кто обслуживают т.н. гламурную аудиторию.

— В гламуре хотя бы отшлифованная красота какая-то. Дизайн. Дизайн ведь отличается от искусства тем, что он один для всех, всем нравится. Искусство — одно на одного: а вдруг еще кому-то понравится? А, может, не понравится. А может, понравится через сто лет. Но автор не должен быть этим озабочен. Вот ему кажется, что у него миссия — делать так, и все. Поэтому сочетание «художник-дизайнер» не очень правомочно. Философски. Дизайн ближе к науке. Комфортность среды, эргономика, восприятие цвета — это математика практически. Искусство же философично. Должно возвышать дух, создавать интеллектуальное напряжение. Постепенно все это превратилось в товарооборот. Все современное искусство — это способ зарабатывания денег. Там даже на картины никто не смотрит. Их кладут в сейфы. Картина, проданная за миллион долларов, является просто одноразовой купюрой. Любоваться ей не обязательно, никто ей и не интересуется — в смысле полюбоваться. Сложился арт-бизнес. Тогда уже картина и художник значения не имеют. Имеют значение те, кто об этом пишет и вкладывает деньги. Кто деньги вложил, должен их вернуть и приумножить. Значит, должны быть технологии, которые бы позволяли этому механизму постоянно срабатывать. Они безошибочны, сбоев не допускают. Если условный «Черный квадрат» стоит миллион долларов, значит, спустя какое-то время он будет стоить десять. Это неизбежно. Он застолбил место в «искусстве», на него будут указывать, как на веху и эту роль он будет исполнять. Но не то, что какой-нибудь Шишкин, которого мы в студенческие годы высмеивали, картины которого можно взять с собой на необитаемый остров и одному без всякой прессы, без стадного чувства — просто вспомнить детство, просто полюбоваться. У тебя что-то духовное с этим связано. Любоваться — от слова «любовь». Вот что такое искусство. Но оно отодвинуто в сторону сейчас. И художники, которые могли бы стать такими, не востребованы вместе с ним. Сначала нужно раскрутиться, войти в бизнес-поток: тогда — пожалуйста, можешь что-то сделать. Но Бог силы-то отнимает. Ты и будешь прибивать свои гениталии к брусчатке или ставить какие-то кляксы. От тебя этого будут ждать. Вот Павленский отрезал себе кусочек уха. Это уже повтор, не так интересно. А за что еще его ценить? Уже ничего и не придумаешь. Эти идеи исчерпываются мгновенно.

«СП»: — Виктор Иванович, традиционный вопрос для финала интервью. Скажите, пожалуйста, каковы ваши творческие планы?

— Планов громадье — хватило бы здоровья. Поэтому я убежденный физкультурник, все время нагружаю организм, когда кровообращение усиливается — человек может дольше функционировать и даже быть еще бодрее. Правда, в общественном сознании художник не должен быть бодр. Он должен быть мрачен, беден и болен. Только что дописал книгу «Евгений Телегин и др», свою версию «Евгения Онегина». Горжусь тем, что редактирует ее известный пушкиновед, филолог, профессор СПбГУ Борис Валентинович Аверин. Действие разворачивается в конце наших 70-х. Как и по предыдущей книге, «Чапаев-Чапаев», намерен фильм снять. Буду искать финансирование, работаю над сценарием. Не перестаю заниматься живописью и графикой, что называется — руки не отмываются. Только что в издательстве «Вита Нова» вышел двухтомник «Чонкин» В. Войновича с восемью десятками моих иллюстраций. Много лет газета «Деловой Петербург» по пятницам использует мои иллюстрации актуальных событий на своих страницах. Сейчас выходит альбом этих рисунков.

Самая большая выставка, которая доступна зрителю — здесь в мастерской. У меня тут все, что есть в наличии — кроме огромных полотен, которые в рулонах хранятся дома. Всегда можно прийти и посмотреть, позвонив предварительно. В Мраморном дворце еще будет полтора месяца моя выставка. Это Русский музей. Называется она «Рассказчики в русском искусстве». Представлены XIX, XX, XXI века. У меня выставлено там несколько картин и один рассказ-описание, история создания картины. В библиотеке им. Маяковского сейчас открыта выставка, посвященная фехтованию, организованная супругой Владимира Шинкарева Алиной Туляковой при моем активном участии. Есть графика, посвященная «Трем мушкетерам», ну и живопись.

Снимок в открытие статьи: художник, кинорежиссер, член художественной группы «Митьки» Виктор Тихомиров в своей мастерской / Фото: Денис Вышинский/Коммерсантъ

Последние новости
Цитаты
Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня