Фестиваль «Окно в Европу» подвел итоги. Как мы знаем, главный приз достался не фильму, а актрисе Ирине Купченко, талантливо сыгравшей в картине «Училка» (реж. Алексей Петрухин) роль пожилой учительницы, хватающейся от отчаяния за пистолет. Фильм получил наибольшее число голосов в зрительском голосовании (9.24 балла из 10 возможных). Даже новость о победе «Училки» на сайте «Свободная Пресса» за сутки набрала больше 2000 просмотров — в 5 раз больше чем сообщение о марше в память Виктора Цоя.
Фильм затрагивает, как принято говорить, актуальные социально-нравственные проблемы (положение учителей в школе, отношение школьников к учителям и к событиям нашей недавней истории (героиня Купченко преподает этот предмет)), но несмотря на благородный посыл, он во многих сценах надуман, раздут, полон утомительной риторики, и настолько затянут, что, по правде говоря, без особого ущерба для содержания его можно было бы сократить на час (фильм длится 2 ч. 14 мин). Во многих местах Станиславский закричал бы «не верю!», но зритель, в отличие от Станиславского, поверил — никто не вышел из зала.
У многих критиков и членов жюри этот успех вызвал недоумение. Между тем, секрет прост — зритель предпочитает содержание форме, какой бы плохой она ни была. Если тема волнует и задевает за живое, зритель прощает любые несовершенства. Расскажите нам правду, которая нас волнует, и мы готовы внимать даже плохому рассказчику.
Мало кто знает, что в 2009 г в нашем прокате шел французский фильм «Последний урок» (в оригинале «La journee de la jupe» — «День юбки», реж. Ж.-П. Лилиенфельд) с Изабель Аджани в главной роли — ровно с тем же сюжетом, но гораздо более тонкий и менее нравоучительный, с поправкой на французские реалии: учительница литературы мадам Бержерак протестует против наглого поведения учеников-мусульман и запрета приходить на работу в юбке. Под дулом пистолета она проводит урок по Мольеру, обсуждая с испуганными школьниками все горячие темы: секс, расизм, феминизм
Вероятно, что создатели «Училки» были знакомы с французским оригиналом, т.к. основные повороты сюжета, за исключением печального финала, совпадают. Тем не менее, «Училка» — фильм о российской школе, где с юбками проблем нет, а в классе Купченко еще не назрела проблема детей мигрантов — поэтому будем считать «Училку» удачным римейком, снятым на специфически российском материале.
Скажем коротко и о других фильмах, набравших высокий рейтинг в зрительском голосовании (см. полную статистику на сайте фестиваля).
Так, например, второе место (после «Училки») занял «Норвег» — комедия А. Званцовой: герой скрывает от своей норвежской невесты, что вынужден управлять персоналом уборщиц из Средней Азии. Фильм временами действительно смешной, но с немного идеализированными персонажами.
На 3-м месте — «Развод по собственному желанию» — легкая комедия И. Северова на вечную тему развода с шаблонными воюющими мужем и женой и бледными шутками. Тем не менее, большинству зрителей фильм понравился (3-е место в зрительском голосовании).
4 место заняла драма Р. Раймонда «Танцующий в пустыне» (совместное производство Великобритания-США-Россия). Герой — молодой иранец, нарушая религиозные запреты, учится танцевать, используя ролики ютьюба, и в финале дает выступление в пустыне, чтобы избежать ареста. Отметим, что между «Норвегом», «Разводом» и «Танцующим» (2, 3 и 4 место в голосовании) разница в оценке составляет всего 0,02 балла, т.е. зрители оценили их практически одинаково.
На 5-м месте «Охота жить» — картина С.Никоненко по рассказам Шукшина, объединенным, условно говоря, темой зрелого возраста и подведения жизненных итогов. Строчкой ниже — мрачноватая драма Дарьи Полторацкой «Побег из Москвабада» — о нелегкой жизни мигрантов и русских в столице.
Седьмое место занял фильм «Душа шпиона» — шпионский триллер по книге известного разведчика М. Любимова. Далее «Охрана» А. Прошкина-старшего, с грустными реалиями провинциальной жизни: взаимоотношения беременной охранницы завода и предполагаемого отца ее ребенка, сидящего в изоляторе в ожидании суда.
Лирическая комедия А. Агаджаняна «Хани Мани», занявшая девятую строчку в рейтинге, любопытна тем, что автор, собственно, не режиссер, а бизнесмен, снял свой первый фильм на собственные деньги и по собственному рассказу, выбрав на главную роль приятеля, также далекого от кино. Тем не менее, фильм получился совсем не дилетантский, трогательный, и в итоге, завоевал спецприз жюри «за дерзновение, искренность и любовь к жизни». Все эти качества, безусловно, присутствуют в фильме, основной посыл которого — простые радости жизни важнее, чем погоня за деньгами.
10 место поделили два фильма: «Москва никогда не спит» и «Вакантна жизнь шеф-повара». В первом — ирландцу О Рейлли удалось на удивление правдиво (для иностранного режиссера) рассказать о жизни современной Москвы. Второй фильм — дебютанта Р. Ильясова — немного запутанная (с метафизическими переселениями героя в чужие тела) попытка показать, что любовь и семья важнее минутных развлечений — получил приз жюри за лучший дебют.
Таковы топ-десять фильмов, выбранных зрителями из 26 картин, участвовавших в зрительском голосовании. Не все из них затрагивают такие серьезные моральные проблемы как «Училка», но их темы близки и понятны зрителю, а сами фильмы отличает динамичный сюжет, яркие диалоги и хорошая игра актеров (особенно это относится к таким работам как «Норвег», «Душа шпиона», и «Охрана»).
Отдельно хочется сказать про фильм «Душа шпиона», снятый по книге известного разведчика М.Любимова. Возможно даже помимо воли режиссера (видимо, сказалось влияние книги), фильм вышел немножко комичным — в стиле Джеймса Бонда или даже «Высокого блондина в черном ботинке», но с искренним моральным зарядом, достойным Солженицына. В целом, получился добротный и красивый шпионский триллер, который, помимо всего прочего, заставляет задуматься о том, сколько интересных судеб, достойных экранизации, породила современная эпоха. Так, в рубрике «Копродукция» была представлена комедия «Картина маслом», одним из сорежиссеров которой является чемпион мира по боям без правил Олег Тактаров (также исполнивший одну из ролей). Это незамысловатый экшн, своего рода комедийный вариант «Брата-2», где действуют бравые русские ребята, длинноногие красотки и плохие афроамериканцы. Тем не менее, в зрительском голосовании картина заняла 13-е место (7.16 балла), опередив многие серьезные «авторские» фильмы. Но речь не о ней, а о самом Тактарове. Старт его карьеры пришелся на лихие 90-е годы. В США он сначала добился известности как спортсмен (прозвище «Русский медведь»), а потом как актер снялся в ряде боевиков (в одном сыграл с Робертом де Ниро). Я уверен — напиши Тактаров воспоминания о том, через что он прошел, делая спортивную карьеру в России, а затем в Штатах, фильм «Душа спортсмена», снятый по его мемуарам, мог бы стать не менее интересным, чем «Душа шпиона».
В первую десятку не вошел фильм «Реверберация» Константина Сухарькова, хотя картина любопытна по замыслу. Режиссер попытался показать, как зло отражается от одного героя, падая на другого, подобно эху в комнате (отсюда название фильма). Вероятно, сложность режиссерских приемов и чрезмерное обилие второстепенных персонажей помешали зрителям оценить этот фильм по достоинству.
Низкую оценку получил и сделанный с юмором философский фильм И. Вырыпаева «Спасение» — о путешествии католической монахини на Тибет — возможно, потому, что был показан на английском языке без субтитров, и многие зрители просто не поняли, о чем говорят герои.
Надеюсь, моих кратких характеристик оказалось достаточно, чтобы у читателя возникло желание посмотреть хотя бы некоторые из упомянутых картин, если они будут в прокате.
Но вернемся к «Училке». Каждый фильм фестиваля начинался очень трогательной заставкой с Василием Шукшиным в роли солдата, и поэтому самое время вспомнить заодно и о нем.
Представим, что «Училку» снимал бы Шукшин, и возьмем его принципы за эталон. Стал бы он ломать комедию с передачей пистолета от ученика к ученику? Нет. Стал бы он заставлять начальника ОМОНа читать нравоучительные лекции школьнику? Нет. Ну и так далее — не будем перечислять все слабые места фильма.
Но зритель, видимо, настолько изголодался по наболевшему, что готов смотреть правду жизни и победу добра в любой форме, даже такой неуклюжей.
Один известный режиссер высказал (в частной беседе на фестивале) свое удивление по поводу фильма Шукшина «Калина красная» — мол, с точки зрения нынешнего кинематографа он снят однообразно, не блещет операторской работой — и при этом смотрится на одном дыхании. На заключительной пресс-конференции эта тема была им продолжена: «Я могу сколько угодно снимать бескомпромиссное кино на 5−10 копий. А есть фильмы, где и сценарий плохой, и актеры фальшивят, а зрители выходят из зала со слезами на глазах. И я начинаю задумываться — может, я что-то не понимаю и мне надо меняться?»
Шукшин был символом фестиваля и интуитивно зритель голосовал за фильмы, где, как и в фильмах Шукшина, затронута близкая ему проблема и подняты важные темы.
Так все же — оправдался ли девиз фестиваля: «Российское кино — прогноз на завтра»? Является ли «Училка» таким прогнозом?
Когда зритель перед началом фильма получал билет для голосования, то помимо оценки фильма, он должен был надорвать его в нужных местах, чтобы указать личные данные — пол, возраст, отношение к киноиндустрии. Даже не видя статистики по группам, можно предположить, что «женщины, не кинематографисты, до 30 лет» проголосовали иначе, чем «мужчины-кинематографисты, после 30», а идеальный фильм, если таковой имеется, оказался бы где-то в точке пересечения, собрав максимум голосов в каждой группе. Такой фильм совмещал бы горячую и наболевшую тему «Училки» с режиссерским мастерством «Норвега», «Души шпиона» или какой-нибудь еще более удачной режиссерской работы. Этот воображаемый фильм, с идеальным балансом формы и содержания, вероятно и будет наилучшим прогнозом российского кино на завтра.
Выборг-Москва