Культура
27 сентября 2015 13:32

100 экземпляров, соединяющих время и пространство

В новом номере журнала «Разговор» встречаются поэты из «разорванных» эпох и регионов

591
Обложка поэтического журнала «Разговор»
Обложка поэтического журнала «Разговор»

Сегодня чтобы небогатому человеку решиться издавать на бумаге новый поэтический журнал, нужна смелость и порядочная доля идеализма. Вот я, например, вряд ли когда-нибудь решусь. Нет, речь не о литературных журналах и альманахах, которые самозваные редакции выпускают за счёт авторов (в таких «проектах» я тоже не стал бы участвовать, но по другой причине).

Совсем иное дело — такие издания, как поэтический журнал «Разговор», второй номер которого недавно увидел свет. Вот почитайте, что пишет главный его редактор, поэт Григорий Шувалов во вступительном слове к читателям: «Главная наша задача — связать воедино, разорванное ныне, как исторически, так и географически, культурное пространство, создать площадку, на которой можно будет обсудить происходящее в русской поэзии и поделиться новыми открытиями…»

И это при тираже 100 экземпляров и отсутствующей пока электронной версии! Но — лиха беда начала. Или ещё можно вспомнить подходящее — плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

Первые номера «Разговора» показывают, что направление для достижения сверхзадачи выбрано верное. Во втором номере собраны поэты и поэтические материалы самого разного плана. В плане чисто литературном пропуск на страницы «Разговора» — талант. В плане идеологическом, пожалуй, критерий отбора можно обозначить словами поэта Юрия Могутина из интервью, опубликованного во втором номере: «По мне, хоть ходи на башке, хоть по потолку, как угодно выпендривайся, но есть вещи, которые трогать нельзя. Веру нельзя трогать, национальную идентичность — нельзя. Должно быть право на эксперимент, на творческий поиск, но какие-то вещи святые не трогай».

В целом, журнал тяготеет к традиционной русской поэзии. В самых разных временных пластах. Помимо стихов современных поэтов от упомянутого уже Юрия Могутина до Ильи Манского в нём есть, например, такая интересная подборка: «Бельгийская трагедия и русская поэзия». Интересна она, на мой взгляд, не столько собранными стихами поэтов Серебряного века, как первого, так и второго рядов. Неизвестных поэтических шедевров для себя я в ней не обнаружил. Интересен, прежде всего, общий для всех собранных поэтов настрой сочувствия к оккупированной германскими войсками маленькой Бельгии.

О, дева Бельгии печальной!

Где милый твой? В каком бою?

Какой ему привет пасхальный,

Как ласку ты пошлёшь свою?

Иль с неугаснувшей любовью

Ему на гроб положишь ты

Цветы, обрызганные кровью, —

Несчастной Бельгии цветы!

Сегодня человеку, живущему в информационном пространстве, поневоле начинает казаться, что Россия и Запад всегда противостояли и плохо понимали друг друга. Однако в том числе и эти строки поэтессы Татьяны Щепкиной-Коперник показывают, что всемирная отзывчивость русской души, это не фантом придуманный Фёдором Михайловичем.

Правда, этой нашей «национальной особенностью» прагматичные европейцы любили и любят пользоваться в своих интересах, частенько забывая о благодарности. В частности, о роли России в Первой мировой войне сегодня на Западе вспоминать не очень любят.

Что касается преодоления «географической разорванности» культурного пространства — в номере можно найти стихи современных крымских поэтов.

И это тоже неслучайный выбор редакции «Разговора». Ведь за годы существования в составе «незалежной» Украины, да, видимо, и до этого налаживались культурные связи крымчан с литераторами из других областей Юго-Востока. Теперь же в Харьков, Одессу и Николаев большинству поэтов из Крыма путь закрыт. И потому ощущение своей нужности в большой России тем более важно для пишущих крымчан.

Интересна в журнале и записанная на слух лекция поэта Юрия Кузнецова на поэтическом семинаре в Литературном институте «Плач и слёзы в мировой поэзии». Интересна, прежде всего, теми потаёнными нитями между народным, уходящим в глубину веков поэтическим самовыражением и современной поэзией, которые Кузнецов любил находить и показывать начинающим стихотворцам. Но не только. Интересно и воссоздание неповторимой атмосферы кузнецовских лекций. Мне доводилось не раз слышать их. Строго говоря, это были не лекции, а повествования с элементами порой довольно резких диалогов, в которых поэт спорил со слушателями.

Вот, например, эпизод, где Кузнецов рассказывает китайскую песню 2000-летней давности. Сюжет прост: молодая жена плачет перед умирающим мужем-философом и говорит, что всегда будет любить его, никогда не будет с другим. Философ просит её быть ему верным хотя бы до тех пор, пока не высохла земля на его могиле. Заканчивается всё тем, что жена влюбляется ещё на похоронах мужа, и приходит на его могилу обмахивать её веером, чтобы она быстрее просохла.

По окончании рассказа Кузнецова следует реплика студента.

Пётр Дегтярёв: Я думал, что конец будет другой, что философ поручит кому-нибудь поливать могилу.

Кузнецов (пристально, с напором смотрит на него): Вы — испорченный человек! Вы своей прозаичностью убиваете поэзию.

Дегтярёв: — Земля сохнет за несколько дней.

Кузнецов: — Опять проза. В поэзии земля может сохнуть тысячи лет…

Из молодых современных поэтов я бы отметил подборку Ильи Манского. При внешней непритязательностью стиля стихи подкупают тем, что в них проступает мудрость настоящей поэзии.

Нужно просто забить на себя.
Нужно жить, как живётся, по ходу.
Но зато сохранится семья.
А с женой, а с женой — про погоду,
Если нечего больше сказать
Той, с которой ночами когда-то
Напролёт говорили и в пять
Шли гулять… Не она виновата
В том, что вспыхнули страсти твои,
Не оставив святого на свете…
Ты ведь сам из неполной семьи.
У тебя есть счастливые дети.

Хочется надеяться, что данной рецензией автор убедил немногочисленных любителей поэзии, что журнал «Разговор» почитать стоит.

Да, напоследок ещё несколько слов не о содержании, а о форме, так сказать. Журнал приятно удивляет нетривиальным оформлением и качеством издания, в чём-то не уступающего «глянцевым журналам». Но это тот случай, когда глянец только на пользу.

Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог, директор Института политических исследований

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Герман Садулаев

Писатель, член КПРФ

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня