Как известно, на Украине, указом президента Порошенко запретили российские фильмы, снятые после 1 января 2014 года. Пока в списке несколько сотен картин. Но их число будет расти, ибо каждый новый российский фильм с большой долей вероятности будет признан на Украине вредным и даже опасным.
Комментировать информацию, пришедшую из Киева, можно лаконично — как очень грустную и очень глупую. Пусть сейчас отношения обеих стран не назовешь добрососедскими, но при чем здесь кино, тем более, далекое от политики? Какой вред Украине могут принести такие житейские фильмы, как, например, «Аленка из Почитанки», «Высокая кухня», «Ветреная женщина»?
Ответа нет. Есть только злоба, захлестывающая разум. Взять и запретить все скопом — без взвешенной оценки и детального анализа! Лишь бы не дать утихнуть на Украине антироссийским настроениям, только бы не померк образ врага! Чтобы можно было по-прежнему валить на России все украинские несчастья…
В «черном» списке — телесериал «Белая гвардия» по роману Булгакова. И здесь, извините, за тавтологию, попытки искать смысл, бессмысленны. По мнению экспертов министерства культуры Украины, это фильм, как и остальные, «демонстрирует пренебрежение к украинскому языку, народу и государственности», к тому же «отдельные факты искажены и переписаны в пользу России».
И это, несмотря на то, что роман был написан в 1925 году, и давно доказано, что автор с почти документальной точностью показал события того времени и судьбу персонажей. К тому же стремились и создатели сериала.
Кстати, у украинских «экспертов» наверняка есть «претензии» и к «Полтаве» Пушкина, и к гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки». Полистайте, паны, внимательнее повесть Куприна «Поединок», где действие происходит в провинциальном украинском городке Проскурове (ныне — Хмельницкий) и «Одесские рассказы» Бабеля. Может, и в этих произведениях отыщете что-то «дужэ непотрэбное»?
Если так, то давно сошедшие в могилу классики русской и советской литературы тоже могут попасть в список мировых деятелей культуры, которые, по мнению украинских властей, создают угрозу национальной безопасности страны. Напомню, что пока в нем только здравствующие — это, в частности, российские певцы Кобзон, Лещенко, Розенбаум, режиссеры Табаков, Шахназаров, Лунгин, актеры Талызина, Лановой, Гафт.
Так что же будут смотреть украинцы? Дебаты в Раде? Речи Порошенко? Выходки Саакашвили? Эти зрелища подходят под любой жанр — трагедию, драму, комедию. Но, скорее то, что происходит на политическом олимпе Украины — это многосерийная «мыльная опера».
Но не смотреть же целыми днями эту политическую самодеятельность, хотя она смешна и поучительна?! Украинцам обязательно захочется чего-нибудь еще. В порядке гуманитарно-культурной помощи в страну обязательно подкинут ворох картин из США. Подвезут фильмы из Европы, с других континентов. В общем, экраны чем-нибудь да заполнятся. И среди них наверняка будут достойные работы. Однако — далекие от менталитета, реалий украинской жизни.
Конечно, далеко не вся российская кинопродукция — высокого качества. Но немало картин, снятых отечественными режиссерами, пользуется популярностью на Украине. Фильмы близки ее жителям и по образу жизни, и по настроению. Да и привычки у нас схожие, как радости, и трудности. К тому же многие помнят, что Россия и Украина в недалеком прошлом были одной страной. А это не забывается.
Упомянутый закон — по сути дела, не о запрете картин, а о табу на чувства, эмоции. Ведь только наивный человек может предположить, что этот документ будет действовать. Знали об этом и те, кто его писал, и тот, кто его подписал. Потому что российские фильмы все равно будут проникать на Украину — их будут скачивать из интернета, распространять на дисках.
В тысячах домов в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Львове, на хуторах, в деревнях и селах «незалежной» по-прежнему будут смотреть российские картины. Одним они нравятся, другие к ним привыкли, третьи смотрят и… ругаются: «Почему эти проклятые москали могут снимать, а мы нет?!»
Кстати, выходят ли сейчас украинские фильмы? На киевской киностудии имени Довженко, которая во время советской «оккупации» процветала, сейчас не происходит ничего заслуживающего внимания. В начале ХХ века там сняли два исторических фильма — «Богдан Хмельницкий» и «Молитва за гетмана Мазепу». В сентябре 2013 года киностудию упомянули еще раз, но не в связи с творческими достижениями. А потом что там случился… пожар.
Снимают ли фильмы в Одессе? Так и видится немолодой горожанин, который грустно разводит руками: «Сейчас — не знаю, а раньше это делали. И очень даже неплохо. Помните, «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Десять негритят», «Место встречи изменить нельзя»…
Вернемся к российскому кино. Теперь при просмотре наших фильмов украинским зрителям придется соблюдать конспирацию. Занавешивать окна, приглушать звук, чтобы о запретном увлечении не прознали соседи-«патриоты» и не «настучали» бы в полицию. А там, не ровен час, обвинят любопытных кинозрителей в пособничестве «стране-агрессору».
Впрочем, уверен, что многие из «патриотов» тоже будут — как прежде — смотреть запрещенные российские фильмы. И тоже тайно. Чтобы их не обвинили в предательстве.
Кстати, наверняка многие жители Украины как черпали информацию из российских телеканалов, так и продолжают это делать — благо современная техника это позволяет. С разными чувствами и так же соблюдая конспирацию.
Остается только гадать — что российское запретят на Украине в следующий раз?