
Как раз в этот день, 1 октября 1936 года, Франсиско Франко был объявлен каудильо — пожизненным главой Испании. Жизнь тысяч испанцев в тот же миг сломалась — многие из них были просто вышвырнуты из страны.
Среди испанских детей, вывезенных в 1937 году во время гражданской войны из Испании, была и мать будущего актера. Много позже, просматривая документальную хронику тех лет, он узнает в маленькой девочке, робко вступившей на ленинградскую землю, свою маму…
Его рождение стало возможно благодаря геополитическим катаклизмам, сотрясавшим Европу в прошлом веке. Родители Арлаускаса — молодой блондин и жгучая брюнетка, литовец и испанка, познакомились в Москве. Так что Альгис — яркий пример пролетарского интернационализма. Мама Альгиса всегда мечтала вернуться на родину, но пока был жив Франко, сделать этого не могла — находилась в черных списках диктаторского режима. Но с родней изредка видеться удавалось. Происходило это так: они ехали во Францию на границу с Испанией. Туда же приезжали и испанские родственники. Там и встречались.
Альгис Арлаускас рассказывает: «Надо отдать должное советскому правительству: дети, привезенные в СССР, не потеряли ни свой язык, ни культуру. На испанский были переведены школьные учебники, созданы школы. Испанцы не потеряли свою общность, культурное единство. В Москве была очень сильная испанская диаспора, испанский клуб, в котором регулярно встречались оторванные от своей родины соотечественники».
Матери Альгиса Арлаускаса, Валерия Харламова, баскетболиста Хосе Бирюкова, знаменитый футболист Агустин Гомес… Около трех тысяч испанских детей оказалось в Советском Союзе. По-разному сложились их судьбы — были трагедии, были успехи. По заказу телевидения Страны Басков Альгис Арлаускас снял 10 серий об этих людях.
Он вспоминает: «Сначала был первый фильм, он назывался «Жить и умирать в России». Потом было заказано еще 10 серий о судьбах басков в СССР. Испанских детей, эвакуированных по всему миру, было около 300 тысяч. 30−40 тысяч было отправлено в Мексику, Швейцарию, Голландию, Англию, Францию, около 3 тысяч — в Россию. Из них — полторы тысячи детей из Страны Басков, тысяча — из Мадрида и 500 из Астурии и Севильи. Информацию мы получали буквально по каплям. Среди выросших баскских детей и их потомков — успешные, известнейшие персоны, такие, например, как Валерий Харламов. Но были люди и с трагическими судьбами, которые попали в сталинские концлагеря. Найти их или их следы было чрезвычайно трудно, но мы это сделали.
Многие сотни испанских детей получили высшее образование, были обласканы властью. Сталинский режим, что скрывать, использовал этих детей как пропагандистский трюк — весь мир видел, как СССР благосклонен и щедр к этим несчастным детям.
В общем, перед нами был богатый выбор судеб. Одна из серий была посвящена моей маме. В этом был и мой личный, человеческий интерес. Никогда не забуду, как она, которая не была на своей родине больше 40 лет, стояла на мосту, соединявшему Францию и Испанию и плакала, не имея возможности перейти его. Помню свое потрясение, когда на кадрах хроники 1937 года среди приехавших в СССР испанских детей, увидел свою мать. Мамы уже давно не было в живых, а на пленке остались ее первые, неуверенные — после многодневной морской качки — шаги по ленинградской земле. А потом нашлись и другие документальные кадры — на похоронах Сталина его мама стояла рядом со знаменитой несгибаемой Долорес Ибаррури, которая десятки лет возглавляла компартию Испании в эмиграции."
Отдельный фильм Альгис посвятил Августино Гомесу. Уникальная личность, великий футболист, капитан «Торпедо», член олимпийской сборной СССР. Титулованный и обласканный советской властью, он, тем не менее, тайно вернулся в Испанию, работал там в подполье. Его схватили, бросили в тюрьму, пытали, он бежал. Переодетый, в парике пересек границу.
«А сколько было тех, кто сгинул в сталинских лагерях — за мешок пшеницы, потому что умирал от голода. Например, Теодоро Белаустеги, — продолжает рассказывать Альгис Арлаускас. — Историю его жизни мы раскопали с огромным трудом. В 46-м году он попал в сталинский лагерь. Причем за минимальную провинность: от голода украл пол-мешка пшеницы из проходящего мимо железнодорожного состава. И ему дали сначала 5 лет, потом добавили еще 7 лет, потом еще 10. Словом, всю сознательную жизнь провел в лагерях. Только после смерти Сталина он вернулся в Саратов. Но судьба его так и не сложилась…»
«Нет, возвращение в Испанию далеко не для всех было легким, — говорит Альгис. — Было три волны репатриации. Первая — самая массовая, в 56-м году, на волне хрущевской оттепели. Вернулось более 500 человек. Франкизм был в разгаре. Многих пропустили через мясорубку допросов. Их обязывали сотрудничать с испанской полицией, чтобы как-то устроиться с жильем, работой. Других просто ставили на заметку, не давали работы. Советские дипломы не признавались. Инженеры вынуждены были идти на стройки, врачи работать санитарами.
Около 15−20% репатриантов первой волны вернулись в СССР. Особенно те, кто был женат на русских. Ведь в Испании у них не было ничего, а в СССР оставались и работа, и жилье.
Другая волна — в 70-е годы. Политическая ситуация изменилась, франкизм был на излете, бюрократические дела решались проще.
И последняя волна репатриации — это 90-е годы. Тогда возвращались дети детей войны. Как мы с братом, например. Почему уехали мы? Я уже несколько лет плотно и довольно успешно работал в документальном кино, а что творилось в стране к концу 80-х, рассказывать не надо. Последней каплей стал такой случай: однажды Марина (Марина Шиманская, супруга Альгиса Арлаускаса — известная советская актриса. — прим. Авт.) попала в перестрелку прямо возле дома, в Лефортово. Пули летали у нее над головой — кто-то таким образом выяснял отношения. А уж когда в 91-м мы увидели танки на улицах Москвы, решение было принято окончательно. Тем более что в Испании у нас было жилье — пустым стоял дом моего деда. Испанское телевидение предложило работу. В России же кино остановилось, студии были развалены, работы никакой. У нас двое маленьких детей. С некоторыми нашими личными друзьями случились трагедии — были убиты Игорь Тальков, Влад Листьев. Это были не просто известные люди, это были наши знакомые, друзья, мы вместе работали.
Но свои контакты с Россией мы не теряли никогда. Я сделал несколько больших документальных картин, которые достойно прозвучали и в Испании, и в России. Последняя моя работа, которая получила призы и отмечена на кинофестивалях — художественный проект «Победитель». Ее показали по лучшим каналам российского ТВ, в Испании она получила призы и громкий прокат на телевидении. Я продолжаю считать себя российским режиссером, работающим в Испании, но работающим для России."
Кстати, дочь Альгиса и Марины Ольга живет и работает в Москве.
Справка СП:
Альгис Арлаускас родился в 1957 году в Москве, закончил театральное училище им. Щукина и успешно дебютировал в кино>«Спортлото-82», «Берегите женщин», «Юнга Северного флота». Окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. Кочеткова).Сейчас живет и успешно работает в Бильбао (Испания)
Марина Шиманская родилась 1955 году в Саратове, окончила ГИТИС (мастерская Олега Табакова), успешно и плодотворно работала на сцене театра-студии О.Табакова. Первые же роли в кино сделали ее популярной: «Эскадрон гусар летучих», «Берегите женщин», «34-скорый». Но Марина вышла замуж за Арлаускаса и вместе с ним и детьми уехала в Испанию. В Бильбао преподает в театральной школе.
Фото автора