Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
5 октября 2009 10:57

Винни Пух 80 лет спустя: появилось продолжение легендарной книги

Вышли в свет новые похождения плюшевого медвежонка и его друзей. Русский перевод готов сделать Эдуард Успенский

679

5 октября на полках книжных магазинов Великобритании и США появится официальное продолжение истории о Винни-Пухе — книга под названием «Возвращение в Чудесный лес» (Return to the Hundred Acre Wood). Сочинил сиквел британский писатель и драматург Дэвид Бенедиктус, имевший опыт адаптации «Винни-Пуха» к жанру аудиокниги.

Чудесное воскрешение

Согласие на продолжение приключений плюшевого медвежонка и его друзей, дал фонд Pooh Properties, распоряжающийся наследием Алана Александра Милна — создателя знаменитого Винни.

— Нам и раньше разные авторы приносили свои продолжения сказок Милна, но все они были низкого качества. Но мы все-таки продолжали надеяться, что однажды сможем предложить миру сиквел, который будет не хуже оригинальных историй о Винни-Пухе. И это случилось. Бенедиктусу удалось воссоздать «дух и качество» оригинальных книг, которые стали «праздником детства на многих языках мира, — уверяет представитель попечительского фонда литературного героя Майкл Браун.

В свою очередь автор сиквела заявил:

— Написать продолжения книги — для меня было большой честью. Я надеюсь, что новая книга дополнит и поддержит идею Милна о том, что любые происшествия не отобьют у маленького мальчика и его медвежонка желания играть.

Представители издательства Egmont Press, выпустившие в свет новинку, уверены, что она станет хитом продаж — зачем же тогда нужно было городить огород?

Между тем многие литературоведы уверены, что книга совершенно не нуждалась в продолжении. Это был законченный цикл детских рассказов, где последняя фраза: «Здесь в Зачарованном Месте на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда, всегда играть со своим медвежонком», — подводила окончательную черту под всей историей. А ведь несмотря на всю популярность, произведение это было очень личным.

Прототипами героев книги для автора стали его собственный сын Кристофер Робин и игрушки мальчика. Известна даже официальная дата рождения Винни-Пуха — 21 августа 1921. В этот день Кристоферу Робину исполнился год, и Милн подарил ему плюшевого медведя. А спустя три года, игрушка получила имя Винни. Кристофер назвал ее так в честь медведицы по кличке Виннипег (Винни), содержавшейся в Лондонском зоопарке. Реальными игрушками Кристофера Робина были также Пятачок, Иа-Иа без хвоста, Кенга, Ру и Тигра. Сову и Кролика Милн придумал сам.

Провальные сиквелы

Пока в истории мировой литературы удачных примеров, когда бы сиквелы не уступали оригиналу, не так много. Зато скандалов сколько угодно. Недавно адвокаты всемирно известного американского писателя Джерома Сэлинджера, автора популярнейшего романа «Над пропастью во ржи» подали в Нью-Йоркский окружной суд исковое заявление против автора и издателя книги-продолжения знаменитого романа «Над пропастью во ржи». «Новинка» называлась «60 лет спустя: Шагая по ржи». Однако Сэлинджер заявил, что книга не тянет даже на пародию.

Двумя годами ранее парижский апелляционный суд отказал наследникам Виктора Гюго в иске к издательству Plon, которое выпустило романы-продолжения «Отверженных» Гюго. Сиквелы написал Франсуа Сереза. Они назывались «Козетта, или Время разочарования» и «Мариус, или Беглец», а главным истцом выступал праправнук писателя Пьер Гюго, возражавший против появления инспектора Жавера в сиквеле. 31 марта 2004 года парижский суд признал издательство виновным и оштрафовал на символическую сумму в €1. Но издательство обжаловало вердикт суда, и в январе 2007 года добилось отмены предыдущего решения. После экспертизы содержания двух романов, судьи сочли, что Сереза никак не посягал на интеллектуальную собственность Гюго.

Но, пожалуй, никто из литературных героев не может похвастаться таким, количеством сиквелов, как Шерлок Холмс. Ещё при жизни Конан Дойля стали появляться авторы, пишущие рассказы о приключениях сыщика. В начале XX века российские писатели П. Никитин и П. Орловец создали цикл повестей о расследованиях Холмса в России. Рассказы о детективе писали также сын Конан Дойля Адриан Конан Дойл, Джон Диксон Карр, Эллери Куин, Морис Леблан, Стивен Кинг, Рекс Стаут, Марк Твен, Джулиан Саймонс и даже президент США Франклин Рузвельт. Также Шерлок Холмс присутствует в сборнике Б. Акунина «Нефритовые четки».

Вот только никто из авторов так и не сумел переплюнуть ни «Собаку Баскервилей», ни «Этюд в багровых тонах».

Между тем, у новой книги про Винни-Пуха уже появился переводчик — Эдуард Успенский. По крайней мере, создатель Простоквашино заявил, что будет переводить, если… позовут.


Порядочный писатель не возьмется писать продолжение чужого романа

О том, как сами писатели относятся к подобным продолжениям, корреспондент «Свободно Прессы» решил выяснить у них самих.

Эдуард Тополь:

— Я думаю, что на свете нет и не было ни одного автора, который бы хотел, чтобы после его смерти кто-то продолжал использовать придуманный им сюжет. Это чистой воды спекуляция и паразитирование, на котором литературные издательства пытаются зарабатывать.

«СП»: — А на ваш взгляд, что движет человеком взявшимся сочинять продолжение?

—  Тоже ничего, кроме денег. Ни один порядочный писатель не возьмется писать продолжение чужого романа. Да и продолжение собственных книг нередко заканчивается неудачей. Возьмите «Трех мушкетеров» великого Дюма, они же на голову выше «Двадцати лет спустя». Так что удачных продолжений с литературной точки зрения не бывает. Это большая редкость.

«СП»: — Но ведь сейчас успех — это в первую очередь продажи?

— Возможно, новый Винни Пух принесет прибыль. Но все же это будет не литература, а макулатура. Хотя, я, наверное, не имею права так судить о произведении, не прочитав его.

Борис Стругацкий:

— Не соглашусь с коллегой — авторами новых приключений старых героев движет не алчность. Совсем наоборот. Очень часто главным двигателем такого творчества становиться желание продлить жизнь полюбившимся героям, вернуть тот волшебный мир, который когда-то захватывал твое воображение. Разве у вас никогда не возникало желание узнать, что в будущем стало с человеком-амфибией Беляева? Разве не интересно, как сложилась его судьба?

«СП»: — Продолжение, какой книги хотелось бы написать вам?

— Я уже в возрасте и совершенно по-другому отношусь к книжным мирам. Такие желания должны возникать у молодых авторов. Да, они возникали у меня, но очень давно. Ничего предосудительного в этом, нет. Возможно, мое мнение субъективно. У молодых авторов другое. Они пишут очень много. Все время появляются сиквелы на творчество братьев Стругацких. Причем среди этих новинок есть и очень удачные.

«СП»: — Например?

— Андрей Чертков выпускает антологию фантастики «Время учеников, которая начиналась, как сборник произведений молодых авторов «по мотивам Стругацких».

«СП»: — Многие считают, что сиквел практически никогда не имеет большой художественной ценности?

— И все же настоящим писателям этот жанр удается. В свое время Жюль Верн написал книгу «Сфинкс ледяных равнин» — продолжение незаконченного романа Эдгара По «Рассказ Гордона Пима». И, на мой взгляд, «Сфинкс ледяных равнин» — лучшее произведение Жюля Верна, хотя оно написано не в свойственной ему манере.

«СП»: — А продолжения собственных книг вы бы хотели увидеть?

— Романы братьев Стругацких не нуждаются в продолжениях. Это законченные произведения.

Вадим Степанцов, поэт, музыкант:

— Я вспоминаю свое детство, и помню, как мне хотелось, чтобы приключения плюшевого мишки и мальчика продолжались. Поэтому я хочу верить в то, что автором нового Винни Пуха двигала не алчность, не бабло, а желание принести радость детям всей земли.

«СП»: — Сами бы вы хотели написать продолжение чьей-нибудь книги?

— Не сочтите за наглость, но мне очень нравятся «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Пушкина. И я хотел бы написать продолжение.

«СП»: — Что вам мешает?

— В ближайшие 20 лет не получиться, потому что мы живем в такой стране, где без воли партии ничего не делается. Вот если партия скажет надо, то тогда будет написано продолжение чего угодно. Хоть еще десять томов «Мертвых душ» появится. А так ни один издатель не захочет связываться.

«СП»: Может, просто боитесь не выдержать уровень классика?

— Но разве я говорю, что Пушкина можно переплюнуть. Просто хочется продолжения повестей. Так же как и новых историй, про Пуха, хотя его вряд ли можно отнести к образцам мировой литературной классики, скорее это добротная детская беллетристика. Но надеюсь, что новые приключения Винни будут не хуже авторских.


Скандальная слава Винни

Для сына знаменитой сказки Кристофера Робина история о Вини-Пухе значила в жизни очень многое. В сентябре 1981 года в Лондонском зоопарке он даже открыл памятник медведице Винни (в натуральную величину).

Но, помимо всеобщей любви, плюшевого медвежонка сопровождали и скандалы. В 1929 году Милн продал права на коммерческую эксплуатацию образа Винни-Пуха (англ. merchandising right) американскому продюсеру Стивену Слезингеру. Спустя тридцать лет вдова Слезингера перепродала права студии Диснея. Но в 1991 году она вдруг подала иск против Диснея, утверждая, что была обманута, хотя и успела к этому времени заработать на Пухе 66 миллионов долларов. За обман неугомонная вдова требовала 200 миллионов. Дело закончилось в марте 2004 года, победой Диснея.

В Советском Союзе книги Милна стали известны благодаря переводам-пересказам Бориса Заходера, выпущенным в начале 1960-х годов. Но и в нашей стране вокруг Винни периодически разгорались скандалы.

Например, судебная тяжба между «Центром торговых марок», выпускавшим пельмени и производителем детского питания «Славэкс» длилась почти 8 лет. «Славэкс» подписал все договора с художниками и заплатил наследникам поэта Бориса Заходера за использование слогана «Не пора ли подкрепиться?», но эта щепетильность ему не помогла. Пельменщики все равно убедили судей, что их медвежонок во все не «Пух», а «Уинстон», а значит, тоже может зваться уменьшительно ласкательно «Винни». Впрочем, плюшевому зверю похоже на роду написано попадать в «неправильные ситуации». Например, «Союзмультфильм», захотев получить 400 000 рублей за образ «Винни» с производителей глазированных сырков, попал впросак. В суде выяснилось, что киностудия прав на медведя не имеет.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня