Михаил Юрьевич Лермонтов был, очевидно, самым мистическим поэтом Земли. Впрочем, он и пришел к нам с Неба, но так и не сумел выполнить свое земное предназначение. Не дали. Мы все виновны в этом. И убивший его Николай Мартынов, и власти, презревший сей Божий Дар, и равнодушные друзья, и потомки, отвернувшиеся от него.
27 июля 2016 года весь культурный мир будет отмечать день памяти Михаила Юрьевича Лермонтова, погибшего в этот день 175 лет назад в Пятигорске. Никакие самые подробные и объективные исследования злополучной дуэли все-таки не дадут представления о том, что произошло.
Убит русский пророк, убит русский гений, убит данный нам свыше человек с величайшим, небывалым дарованием. Небо содрогнулось, Россия и по сей день отвечает за то, что дала уничтожить дарованное ей от Бога духовное откровение. Можно верить в мистику, можно не верить, но лермонтовское отмщение продолжается и поныне.
Еще Владислав Ходасевич заметил, что высшие силы не дали отметить столетие со дня рождения, в 1914 году началась первая мировая война. Как рассказывал Ходасевич, одна женщина, любящая поэзию Лермонтова, объяснила ему в 1912 году, за два года до столетнего юбилея: «Вот попомните мое слово, даже юбилея его не справят, как следует: что-нибудь помешает. При жизни мучили, смерть оскорбили, после смерти семьдесят лет память его приносили в жертву памяти Пушкина — и уж как-нибудь да случится, что юбилея Лермонтова не будет…»
Так и случилось.
В 1830 году 16-летний юноша Лермонтов напишет пророческие стихи на сто лет вперед:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…"
Разве это не предсказание революции 1917 года и отречения Николая Второго от престола?
После Ходасевича на это мистическое мщение Неба за гибель русского гения обратила внимание Анна Андреевна Ахматова. Ведь, и столетие со дня гибели поэта — 1941 год - по странному совпадению — тоже не удалось отметить, началась Великая Отечественная война. 14 октября 1964 года Ахматова с секретарем Анатолием Найманом ехала в такси, и заметила над Невой световой столб, превратившийся в крест. Ахматова сказала: «Это Лермонтов. В его годовщины всегда что-то жуткое случается. В столетие рождения, в 14-м году, Первая мировая, в столетие смерти, в 41-м, Великая Отечественная. Сто пятьдесят лет — дата так себе, ну и событие пожиже. Но все-таки с небесным знамением…». На другой день сняли с должности Никиту Хрущева.
Жаль, не дожила Анна Андреевна до 150-летия смерти Лермонтова: 1991 год, развал Советского Союза…
Могут заметить, что на 200 лет со дня рождения ничего страшного не случилось. Да, возвращение Крыма, война в Донбассе, западные санкции. Но меня поразило то, что именно на день 200-летия поэта к его могиле в Тарханах и в его дом-музей нельзя было зайти никому из народа в связи с приездом высоких гостей. А ведь должны были приехать десятки тысяч?
Теперь будем с опаской и надеждой ждать 27 июля 2016 года. Может быть, пора уже дать этой дате народное звучание? Такое, какое в 1937 году сделало памятную дату Пушкина знаковым событием. Пожалуй, именно с тех пор Александр Сергеевич Пушкин и стал нашим народным поэтом.
Все-таки, не получается с гением Михаила Лермонтова такого народного поклонения. И не только здесь, но и на исторической родине его предков в Шотландии, откуда и пришла к нему от кельтов такая пророческая мистическая сила древних магов. Его предок Томас-прорицатель, предсказал, уходя в царство эльфов, что когда-нибудь вернется на землю с новыми пророческими стихами. На этот раз он выбрал Россию, но небесному гению не дали договорить его важнейшие слова. Вот дух его и томится невоплощенным. В Шотландии, как раз на 200-летие поэта, проводили референдум о независимости. И опять не хватило народных сил.
Астролог Павел Глоба, например, считает, что такого количества совпадений просто не может быть: «Это мистические знаки, — утверждает он. — Проклятие Лермонтова всё-таки существует… По моим наблюдениям, существуют люди, которые несут в себе некую историческую матрицу». По словам Глобы, такие магические личности способны влиять не только на души и судьбы людей, но и на ход истории большой страны. Можно верить в астрологию, можно воспринимать это как некую игру, но неосуществленный пророк дает о себе знать. Разгадать мистику Лермонтова пытались Мережковский, Розанов, Владимир Соловьев… Одной из глубочайших загадок нашей культуры назвал миссию Лермонтова Даниил Андреев. Автор «Розы мира» отнес Лермонтова, вместе с Иоанном Грозным и Достоевским, к числу трех великих созерцателей «бездны горнего мира и бездны слоев демонических». «Четвертым следовало бы назвать Александра Блока, если бы не меньший, сравнительно с этими, тремя масштаб его личности»…"
И далее… «Если и не приоткрыть завесу над тайной миссии, не свершенной Лермонтовым, то хотя бы угадать ее направление может помочь метаисторическое созерцание и размышление о полярности его души, — писал в „Розе мира“ Андреев. — В противоположность Байрону, Лермонтов — мистик по существу. Не мистик-декадент поздней, истощающейся культуры, мистицизм которого предопределён эпохой, модой, социально-политическим бытием, а мистик, если можно так выразиться, милостью Божией: мистик потому, что внутренние его органы — духовное зрение, слух и глубинная память, а также дар созерцания космических панорам и дар постижения человеческих душ — приоткрыты с самого рождения и через них в сферу сознания просачивается вторая реальность: реальность, а не фантастика».
Великие поэты всегда нам несли новое познание мира. Иосиф Бродский писал: «Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки — посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, — и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его, прежде всего потому, что стихотворение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения».
Таким ускорителем русского мышления и пытался стать Михаил Лермонтов. Не дали. Но тут уже и без всякой астрологии, я считаю, что такие великие личности, как Михаил Лермонтов, могут еще сотни лет влиять и на развитие литературы, и на развитие истории, и даже на развитие страны. Повлиял ли Сервантес на развитие Испании, Шекспир на развитие Англии? Влияют и поныне. Так и на нашу жизнь и нашу поэзию влияет, и будет влиять 26-летний гений Михаил Юрьевич Лермонтов.
Будет влиять и его роковое отсутствие. Я думаю, нам необходимо всенародное признание Михаила Лермонтова, как величайшего гения земли русской. Иначе его дух не успокоится.
Михаил Юрьевич Лермонтов — удивительнейшее явление в русской литературе, переоценить которое очень сложно. Михаил Лермонтов погиб, не дожив до 27 лет, однако созданное им за эти годы в поэзии, прозе, драматургии дало ему право войти в число великих русских писателей. Всемирно признанный гений русской словесности Лев Николаевич Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородино». Александр Блок в 1920 году написал: «Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы».