Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура / День в истории
15 ноября 2016 20:18

Смута на Руси — урок для последующих поколений

О триптихе художника Михаила Скотти «1612−1613» в Третьяковской галерее

4428

События Смутного времени или Смута (1598 — 1613) вошли в историю России как трагическое и вместе с тем героическое время. Политический и экономический кризис в стране, сопровождавшийся вторжением иноземных захватчиков и природными катаклизмами (ранние заморозки в течение нескольких лет и последующий голод), поставил под угрозу существование самой российской государственности. Социальные конфликты (восстание под предводительством Ивана Болотникова), недовольство практически всех сословий своим положением, политика самозванцев (Лжедмитрия I и Лжедмитрия II) привели к гражданской войне в стране.

Лишь в ноябре 1612 года Второе ополчение под предводительством посадского человека из Нижнего Новгорода, земского старосты Козьмы Минина и известного военачальника князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от поляков. В марте 1613 года на Земском соборе в Успенском соборе Московского Кремля представители различных земель и сословий Русского государства избрали на царство Михаила Романова, положив начало новой династии.

История Смуты в течение многих лет и даже веков горячо обсуждались в русском обществе. Потомков волновали причины этих страшных событий и желание вынести уроки из них. Тема «кто виноват» присутствовала в русской публицистике XVII века и в трудах выдающихся историков последующих времен. Герои Смутного времени, прежде всего, Минин и Пожарский, а также крестьянин Иван Сусанин, отдавший «жизнь за царя», присутствовали в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

Существует немало живописных произведений, посвященных Смутному времени. Тем интереснее выставка, открывшаяся в Третьяковской галерее, где представлен малоизвестный триптих художника Михаила Скотти «1612−1613». Спустя столетие после создания эти произведения впервые собраны воедино. Здесь представлены полотна «Минин и Пожарский» (1850, Нижегородский государственный художественный музей), «Подвиг Ивана Сусанина» (1851, недавнее приобретение Государственной Третьяковской галереи) и «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину» (1851, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник).

Автор триптиха Михаил Иванович Скотти (1814−1861) родился в Петербурге, в семье итальянского декоратора, приглашенного в Россию во времена Екатерины Великой. В 1835 году он окончил Императорскую Академию художеств и был удостоен звания «свободного художника». С 1838 по 1844 год совершенствовал мастерство в Италии. Оказавшись на родине предков, художник целиком отдавался работе над так называемым «итальянским жанром». В конце 1845 года М. Скотти был «возведен в звание академика по исторической и акварельной живописи». С 1849 по 1855 год он преподавал в Московском училище живописи и ваяния. В 1855 году был удостоен звания профессора. Последние годы жизни в связи с тяжелой болезнью художник провел за границей. М.И. Скотти скончался в Париже и похоронен на кладбище Монмартра.

Получив заслуженное признание в академической среде, М. Скотти искал новые темы и сюжеты, достойные зрелого мастера. 28 декабря 1850 года художник писал конференц-секретарю академии художеств В. И. Григоровичу, что заканчивает работу над историческими картинами — «одна - Минин увлекает Пожарского на место битвы, другая — смерть Сусанина».

В центре внимания живописца оказались героические личности, возглавшившие борьбу русского народа с интервентами в начале XVII века. Главные персонажи центрального произведения Кузьма Минин (? — 1616) и князь Дмитрий Пожарский (1578 -1642). Впервые в отечественной истории потомок Рюрика и земской староста, отбросив сословные предрассудки, стали рука об руку и, возглавив Второе ополчение, изгнали из столицы польских интервентов. Самым известным персонажем триптиха был и остается крестьянин села Домнино Иван Сусанин (?-1613). Спасая родоначальника династии Романовых Михаила Федоровича, он завел отряд поляков в дремучий лес и погиб мученической смертью. Герой третьего полотна — архимандрит Троицкого монастыря Дионисий Зобниновский (ок. 1570−1633) прославился как пламенный вдохновитель народного сопротивления. Он сочинял «грамоты поучительные», которые «писцы борзые и доброумные» переписывали, а затем «во все города их посылал». При освобождении Москвы именно Дионисий совершил молебен на Лобном месте Красной площади перед вступившим в столицу русским войском.

В отделе графики Третьяковской галереи сохранились блестящие по исполнению рисунки, которые раскрывают подготовительную работу художника. Они впервые демонстрируются широкой публике.

Триптих работы М. Скотти — не иллюстрация учебника истории, а художественное воплощение происходивших событий. Мастер, выбирав небольшого размера холсты, сосредотачивает свое внимание на лицах персонажей. У Скотти доминирует голос солиста, а не «хоровое пение», которое будет звучать позднее в работах художников-передвижников. В исторических картинах 1850-х годов кисти М. Скотти мы находим ряд романтических черт — эмоциональную насыщенность сюжета, патетическую трактовку чувств, душевное смятение героев.

В наше время триптих кисти М.И. Скотти обрел новое звучание. Как писал великий историк Н.М.Карамзин, подобные произведения «обновляют в нашей памяти славную эпоху русской истории… возвышают дух народа».

Нельзя не отметить труд инициатора создания этой выставки и ее куратора, доктора искусствоведения, заведующей отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Третьяковской галереи, Людмилы Алексеевны Маркиной.

Последние новости
Цитаты
Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Иван Мезюхо

Политолог

Кирилл Семенов

Политолог, исламовед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня