Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
26 ноября 2009 14:24

Легендарный фильм «Комиссар» до сих пор в опале

Хотя именно за роль в нем Нонна Мордюкова вошла в десятку самых великих актрис ХХ века

3549

25 ноября в день рождения Нонны Мордюковой помянуть актрису в библиотеке им. Эйзенштейна собрался лишь узкий круг ее родни, друзей и поклонников. Телевидение в этот день скромно показало «Русское поле» на ТВЦ — фильм, который и в советские времена считался откровенно слабым. А ведь день памяти одной из выдающихся актрис России — прекрасный повод показать горемычный фильм «Комиссар» режиссера Александра Аскольдова, где Мордюкова сыграла свою бесспорно лучшую роль. Почему его до сих пор «не любят» телевизионщики, если и показали — всего пару раз глубочайшей ночью, дождаться показа могли только сильно продвинутые киноманы. Я уж не говорю о том, что у этого фильма не было никакой прокатной судьбы, а ведь каждый режиссер снимает кино в расчете на большой экран.

С точки зрения сегодняшнего дня фильм Аскольдова — элементарный. За что его гнобили 40 лет понять невозможно — это за гранью не только для молодых зрителей, но и для взрослых. Он интересен сегодня исключительно игрой замечательных, уникальных актеров, в первую очередь, конечно, Нонны Мордюковой и Ролана Быкова, а еще — Василия Шукшина, Раисы Недашковской

Почему «Комиссар» и сегодня в опале?

-Вы задаете мне вопрос, на который я сам не могу ответить уже 40 лет, — с грустью признался режиссер Александр Яковлевич Аскольдов. -Фильм этот делался в муках, в бесконечных противоречиях с самим собой. Да, конечно, была попытка показать совсем по-другому гражданскую войну — показать весь ужас и бессмысленность братоубийственной бойни. Да, мы затронули и еврейский вопрос — но разве он стоял во главе картины? Когда я поставил в титры фамилию композитора — великого музыканта! — Альфреда Шнитке, у меня потребовали его убрать. Я, конечно, возмутился, а мне ответили: «Хорошо, фамилию оставь, а имя сними». Придирки начались с титров — а дальше требовали изменить практически каждую сцену, каждый кадр. Я категорически отказался. Фильм выбросили в подвалы архива, меня исключили из партии, устроили дома обыск, судили. На суд, кстати, пришли Ролан Быков и Нонна. Весь суд на ушах стоял — популярность этих актеров описать невозможно. Нонна потом эту самую судью бесподобно копировала…

«СП»: — В чем вас обвиняли?

— В антисоветчине. В 1967 году это было самое страшное обвинение. Самое обидно было не в этом. Власти не поняли и не пустили картину — это понятно. Но нас не приняли коллеги: когда фильм демонстрировали на закрытом показе на Мосфильме — зал смеялся, улюлюкал, топал ногами. Вот это пережить было очень трудно. Не только я — Нонна Мордюкова тоже была в творческом простое, ее — великую актрису — не хотели снимать.

«СП»: — В перестройку с фильма, наверное, сняли клеймо антисоветчины?

— В 1987 году появился список фильмов, которые якобы сняли с полки по распоряжению самого секретаря ЦК Яковлева. Но «Комиссара» там не было. И я решился на отчаянный шаг. В это время проходил международный фестиваль, на него приехали звезды мирового кино — Роберт де Ниро, Федерико Феллини, Гарсия Маркес. Я без всякой аккредитации прошел в зал Дома кино, как раз мировым звездам объявляли, что у нас нет теперь цензуры, все фильмы — в прокате, и вообще демократия победила. Я вырвал микрофон — как потом оказалось, у самой Ванессы Редгрейв — и сказал, что разодранный «Комиссар» валяется на полу в архивах Госкино. И еще сказал: гласность — это когда голос каждого человека должен быть услышан… И еще я сказал: — Посмотрите фильм и скажите — жив он или нет.

Был страшный скандал. Мне ясно дали понять, что фильм не нравится самому Михаилу Сергеевичу Горбачеву. На следующий день генсек принимал Маркеса и тот спросил его о «Комиссаре». Отказать писателю Горбачев не мог — фильм показали в Белом зале дома кино.

«СП»:— Был триумф?

— На Западе. Сначала нас показали на Берлинском фестивале (фильм получил 4 приза, — прим. ред), потом во многих странах мира — мы ездили с Нонной Мордюковой и охапками собирали призы и подарки. Но российская пресса молчала по-прежнему. В Америке фильм показывали в Конгрессе США. После просмотра нас вызвали на «лобное место» перед залом и четыре часа терзали вопросами — не только про картину, но про нашу жизнь. Я тогда пошутил: на моем месте должен стоять Горбачев, ваши вопросы — для него, а я — только художник… Нонна Мордюкова — великая актриса и женщина. Она играла не роль, не время — а целую эпоху. Именно эта роль прославила ее на весь мир, актриса вошла в десятку 10 выдающихся актрис ХХ века.(В американской киноэнциклопедии лента «Комиссар» названа «шедевром киноискусства». По оценке критиков, в США кинотворение Аскольдова имеет рейтинг 8,6 балла, а «Крокодил Данди» — 4,7, «Крепкий орешек» — 2,3 балла. Картина вошла во все мировые киноучебники.)

«СП»: — Что вы скажите о сегодняшнем кино?

— Процитирую сам себя — эти слова я произнес лет сорок назад, их любил повторять Ролан Быков: «Расчесывают комариные укусы, а выдают их за фронтовые раны».


Справка"СП":

О чем фильм?

Сценарий написан Аскольдовым по мотивам одного из ранних рассказов Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», который М. Горький считал одним из лучших рассказов о гражданской войне. Действие происходит в маленьком южном городке, куда входят отряды красной конницы. Здесь выясняется, что несгибаемому комиссару Вавиловой пришло время рожать. Бойцы не могут ожидать своего комиссара, поэтому ее решают оставить в многодетной еврейской семье мелкого ремесленника Ефима Магазанника. Постепенно, войдя в трудный быт многочисленной, но дружной семьи, комиссар проникается к этим людям искренним сочувствием и доверием настолько, что оставляет им только что рожденного ребенка. А сама бросается догонять ушедшие вперед красные части.

Александр Аскольдов после «Комиссара» не снял больше ни одного фильма. Многие годы он преподавал в киношколах Германии, Швеции, Англии, Италии. В России читает лекции по литературе и киноискусству в Гуманитарном университете. Написал роман «Возвращение в Иерусалим», который переводится на европейские языки. По этому роману Аскольдов собирался снимать фильм с Роланом Быковым в главной роли, но артист умер, и съемки не состоялись. Много возится со своими студентами, которые его любят и уважают. Как и он их.

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня