Депутаты Верховной Рады потеряли целевое финансирование ВСУ
Для защитников авторского права 2018 год начался вполне удачно. Певец и музыкант Роман Билык, более известный в стране как Рома Зверь — по имени возглавляемой им группы «Звери», выиграл суд о незаконном использовании его произведения в фильме «Выпускной». Разбирательство длилось три года. Шесть судебных процессов потребовалось провести, прежде чем представители кинокомпаний были вынуждены признать — они действительно без разрешения Романа взяли его песню «Южная ночь» для использования в фильме. Адвокат Ромы Зверя Александр Звонков в конечном итоге смог доказать, что именно Билык является автором «Южной ночи». Теперь музыкант получит полмиллиона рублей, хотя изначально в иске шла речь о полутора миллионах. Правда, решение ещё не вступило в законную силу.
Суды по делам об авторском праве проходят все чаще
В последнее время в России все чаще проходят громкие процессы по делам о нарушении авторских прав. Можно говорить о том, что в этом плане мы стали брать пример с Запада. Там за использование чужой интеллектуальной собственности можно нарваться на очень большие неприятности, прежде всего — на астрономическую сумму компенсации. В России суды назначают компенсации меньше, но самих процессов по делам об авторском праве становится все больше.
Депутаты Верховной Рады потеряли целевое финансирование ВСУ
29 января 2018 года стало известно, что московский Арбитражный суд взыскал с Первого канала в пользу компании «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» пятьсот тысяч рублей. Вина Первого канала заключалась в несанкционированном использовании двух песен Ильи Резника, правообладателем которых и является компания. Почти одновременно аналогичный процесс прошел по делу использования песен Виктора Цоя — на том же Первом канале.
О том, как в России обстоят дела с защитой авторских прав, мы решили уточнить у профессионалов. Юрист Андрей Лисов рассказывает, что авторские права в Российской Федерации защищаются достаточно обстоятельно, но есть и определенные пробелы в законодательстве.
«СП»: — Как регулируется защита авторских прав в современной России?
— Российское законодательство подходит к защите авторских прав достаточно обстоятельно. Начнем с того, что одна из четырех частей Гражданского кодекса РФ посвящена авторским правам и интеллектуальной собственности. Согласно статье 1255 Гражданского кодекса, автор произведения обладает исключительным правом на произведение, правом на имя и на авторство, на неприкосновенность и на обнародование произведения. Соответственно, за нарушение авторских прав может последовать гражданско-правовая ответственность. Как правило, авторы или их представители обращаются с иском в суд и требуют выплатить им определенную компенсацию за использование произведения. Кстати, предусмотрена и уголовная ответственность. В Уголовном кодексе России есть статья 146, которая карает за нарушение авторских и смежных прав. Однако к уголовной ответственности обычно привлекают лишь «пиратов», которые систематически наживаются на тиражировании и продаже продуктов чужой интеллектуальной собственности.
«СП»: — Как складывается судебная практика, много ли подобных примеров выигранных дел?
— Скажу, что дело, которое выиграл Роман Билык, вряд ли можно назвать уникальным. В последние годы многие российские деятели культуры и искусства обращаются в суды с требованием защитить их авторские права. Очень часто «попадают» средства массовой информации, особенно телеканалы, поскольку добиться возмещения компенсации с них довольно просто. Например, в декабре 2017 г. компания «Музыкальное право» выиграла спор с Первым каналом из-за использования в эфире песни Виктора Цоя «Кукушка». Суд присудил выплатить компании 300 тысяч рублей. В январе 2018 года история повторилась с теми же фигурантами, но уже с другой песней — «Весна». И опять Первому каналу присудили отдать компании 300 тысяч рублей, хотя изначально сумма в иске была три миллиона рублей. Мы видим, что суды удовлетворяют обоснованные иски, но суммы компенсаций как правило значительно меньше, чем заявленные истцами. В этом наша, в отличие от тех же США, российская особенность.
«СП»: — Сложнее всего защитить авторство в интернете…
— Главная проблема связана с недостаточной проработанностью в российском гражданском законодательстве вопроса о регистрации авторских прав на произведения.
«СП»: — Для кого создает наибольшие проблемы этот пробел в законодательстве?
— Особенно страдает от этого пишущее сообщество. Ведь как таковая процедура государственной регистрации авторских прав на текст отсутствует. Можно заверить текст у нотариуса, обратиться в Российское авторское общество, но все это полумеры и они далеко не всегда эффективны. Хотя суд, конечно, может принять их во внимание.
На Украине испугались секретных «щупальцев русского мира»
«СП»: - Насколько сложно защищать авторские права в интернете?
— Пожалуй, защита авторских прав в интернете — самое сложное направление. В сети Интернет сейчас можно найти практически любые произведения, борьба с «интернет-пиратством» не дает правообладателям желаемых результатов. Более того, существуют целые общественные движения, которые имеют вполне ясную позицию против авторского права в Интернете. И, тем не менее, примеров успешной защиты авторских прав в Интернете достаточно много, особенно если говорить о крупных компаниях.
Кстати, в мировой судебной практике уже появились примеры выигранных дел по компенсациям за несанкционированное использование интернет-мемов. Так, в январе 2018 г. компания Grumpy Cat Limited, владеющая правами на образ «сердитой кошки» Grumpy Cat высудила у производителя напитков компании Grenade 710 тысяч долларов. Суд принял сторону Табаты Бундесен, которая владеет Grumpy Cat Limited и самой кошкой по имени Соус Тардар. Не исключено, что пример этого дела вдохновит многих правообладателей интернет-мемов действовать аналогичным образом и добиваться компенсаций.