Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
26 января 2010 22:25

«Аватар» и 3D революция

После фантастических сборов картины Кэмерона, на зрителя с экрана валом повалят трехмерные собаки, кошки и военная техника

59

«Аватар» режиссера Джеймса Кэмерона обошел по кассовым сборам рекордсмена всех времен — фильм «Титаник». «Аватару» уже удалось побить рекорд своего предшественника более чем на 4 миллиона долларов. Новое творение Кэмерона по всему миру собрало 1,84 миллиарда долларов. И прокат не собирается останавливаться. В России, например, кино о синих человечках продлится до марта — все билеты раскуплены на несколько дней вперед.

О феномене «Аватара» мы беседуем с руководителем студии «Фора-фильм», обладателем наград «Лучший продюсер года», лауреатом Российской киноакадемии «НИКА», обладателем различных международных наград, режиссером, продюсером, педагогом Андреем Разумовским

«СП»: — Андрей Вадимович, прошел месяц проката «Аватара» в России. Кассовые сборы бьют все рекорды. Очереди не уменьшаются. Что вы обо всем этом думаете?

— «Аватар» — это, действительно, феномен. И именно поэтому он несет в себе важную для нас информацию, которую надо обязательно обговорить, обдумать, промыслить, и провычислить на дальнейшее. Кино было и до «Аватара», прокат будет и после «Аватара». Но Камерон — это очень хороший ориентир, наша звездочка. Он сделал необыкновенный прорыв своей предыдущей картиной «Титаник» на наш экран. Зритель повалил в кинотеары, мы поверили, что можно собирать огромные деньги «на кине». И вот теперь новый прорыв, «Аватар» бьет все топовые показатели по кассовым сборам в мире.

Про какие тут можно говорить мировые кризисы? Я был на «Аватаре» в IMAXe второго января. На сеансе вечером — битком народу, на всех этажах стояли люди. И все время объявляли: «На ночные сеансы, на 2 часа ночи, на 5 часов утра все билеты проданы. Все билеты проданы на ближайшие пять дней». Это фантастика!

«СП»: — Народ валит в IMAX и сегодня, в блогах идет постоянное обсуждение фильма.

— Моя жена собирается посмотреть второй раз, настолько ей понравилось. Но тут надо учитывать, что IMAX — это наиболее значительный и впечатляющий кинозал, может быть не очень большой, но с огромнейшим семиэтажным экраном. Возникает вопрос: что же это за кино такое, на которое так все рвутся?

Могу сказать: в силу возраста, я тяготею к идеям Бергмана и Феллини. Фантастические романы, воплощенные в кинематографе, уже меня не слишком увлекают, хотя когда-то Стругацкие были очень важны, и я прочитал их от корки до корки. Для меня сама идея фильма, то, о чем он — довольно-таки примитивна, тут я ничего нового для себя не увидел. Ну, прилетели земляне на очередную планету со своими захватническими идеями ради добычи какого-то там металла. Жители этой планеты, естественно, противостоят захватническим планам вторженцев. Землянам на жизнь этих животных-людей, на весь этот живой мир, наплевать: все подчинено плану уничтожения и захвата. Философия очевидна: люди Земли ведут себя так, как не должен вести Человек ни при каких обстоятельствах. Но мы часто себя так ведем. Я думаю, что создатели фильма писали сценарий именно об этом. Так что, повторяю, идея не была для меня откровением.

Но КАК это было сделано! КАК это было продумано! Как снято! Какие замечательные образы! Тут дело даже не в трехмерном пространстве, хотя корабли летают у вас над ушами, и прямо на вас выпрыгивают животные… По техническим составляющим, по визуальному решению фильм превосходит все самые смелые ожидания зрителей, прогнозы критиков и обещания создателей.

«СП»: — В провалившемся в отечественном прокате «Необитаемом Острове» (несмотря на все заверения в суперуспешности проекта) тоже ведь была иная планета и множество интересных типажей. В чем же разница?

— Разница в подходе к материалу. В «Аватаре» продумана каждая мелочь: от ландшафта до языка фантастических персонажей, уникально подан каждый житель, каждое животное, каждая единица техники! Грамотно прописан весь сюжет в целом! Действие развивается в стерео пространстве. Между вами и экраном нет стены, вы — в эпицентре событий.

Кроме того, не надо забывать, что «Остров» стоил что-то около $30 млн., если мне не изменяет память, а «Аватар» порядка $500−600 млн. И в каждом кадре это видно, эти деньги на самом деле оправданы. Мы видели предыдущего Камерона и сегодняшнего Камерона — он режиссер, оправдывающий затраченные на фильм деньги.

Самое же главное - то, что Камерон каждый раз несет собою Событие. Главное событие «Аватара» — это даже не филигранная режиссура. Главное событие — это принципиально новая технология. Своим фильмом мастер ставит нас пороге нового этапа развития мирового кинематографа. И тут мне в очередной раз становится очень обидно за нашу державу.

«СП»: — За то, что нам такое не по плечу?

 — За то, что более пятнадцати лет назад у меня была идея, за которую меня всячески «били» на разных уровнях. Идея состояла в том, что электронные кинотеатры — это кинотеатры XXI века. Но никто тогда у нас в это не верил. Все говорили: «Зачем нам нужны эти дешевки? Вот мы сейчас вложим 80 миллионов долларов в старые кинотеатры, поднимем их, и на этом деньги заработаем». А ведь мы могли бы уж в конце прошлого века иметь целую сеть этих электронных кинотеатров.

После огромного запоздания мы все-таки опомнились: сейчас у нас таковых кинотеатров уже около 300, кинотеатров электронных, цифровых, и IMAX из них — самые дорогие. Но время-то упущено! И вот сегодня мы упускаем второй шанс. Пока мы строим цифровые кинотеатры, на пороге уже стоит стереотелевидение. Я уверен, глазом не успеем мигнуть — весь мир уже будет смотреть это телевидение.

«СП»: — А что мы-то можем смотреть по этому телевидению?

— Вы глядите в корень! Совершенно верно: что мы будем показывать по этому телевидению и в стереокинотеатрах? Обратите внимание, что сейчас делают американцы: они начали двухмерное изображение 2D переделывать в 3D. Они переделывают всего Джеймса Бонда, всего Диснея! Может и нам стоит задуматься о том, чтобы перевести всю отечественную классику, все российские фильмы на 3D, чтобы обеспечить контент. А я это могу предоставить.

А знаете ли вы, что у нас в России есть киностудия, где специалисты полностью владеют этой техникой, они ее придумали уже больше года назад! И могут переделывать 2D в 3D. Мы об этом уже целый год сообщаем во все инстанции, в Министерство Культуры. Год пытаемся показать, как это можно осуществить на практике!

«СП»: — И каков ответ инстанций?

 — Ноль внимания. Меня это поражает! Мы опять проходим мимо того, что у нас уже есть. Мои ребята уже сейчас готовы переводить 2D в 3D, готовы создавать этот контент! Их со всех сторон соблазняют американцы, австрийцы, англичане. Причем качество — фантастическое, иностранцы с ума сходят от качества того, что мы им предлагаем! Все сходят с ума, кроме наших. Во истину: нет пророков в своем отечестве.

«СП»: — Вы считаете, что переход в формат 3D — это действительно наше будущее? А как же авторское кино, которого от нас столь ждут на Западе? Целесообразно ли подобное кино снимать в новом формате?

— Ну, разумеется, не каждый фильм подходит под этот формат. Вот мы сейчас заканчиваем картину про женщин Достоевского. Это камерное кино, которое снимает наш знаменитый мэтр Евгений Иванович Ташков. Там трехмерное пространство 3D совершенно не нужно.

Тут одно время шли разговоры в Министерстве культуры, что, может быть, стоит оставить производство только авторских фильмов? Но нельзя же сто фильмов (именно столько сейчас снимается в год) производить авторского кино. Из ста картин, если авторских бывает двадцать, то это замечательно. Кроме того, мы знаем статистику — из них хороших бывает три. Это нормально, мы это понимаем. Поэтому, нельзя говорить: «Давайте снимать только авторское кино». Давайте снимать кино разное!

Сейчас, например, много говорят о патриотическом кино: «Давайте, мол, поднапряжемся!» Конечно, давайте. (Как будто так просто написать хороший сценарий патриотического кино). Или «мы должны снимать дорогое кино». Конечно, должны. Но это должны быть не просто фильмы, в которые «забабахана» уйма денег. Это должны быть в постановочном отношении дорогие фильмы. Вот тогда это ценно.

Или, например, все говорят, что надо больше уделять внимания дебютам. И это тоже правильно. Очень важно поддерживать молодых. Как трудно двадцать лет назад это пробивалось — с одного, потом двух, потом пяти дебютов в год. И теперь дебюты есть. Зато, мы напрочь забыли о мэтрах. Вот я сейчас работаю с Ташковым — 83 года, светлейшая голова у человека, снимает фильм о Достоевском. Дебюты — дебютами, но классиков — то у нас осталось по пальцам пересчитать: Ташков, Тодоровский-старший, Рязанов, Хуциев, Наумов… Они заслужили своей жизнью, чтобы раз в два года получить суммы эквивалентные двум миллионам долларов в рублях, и снимать, пусть не самые дорогие проекты, но они должны снимать! А об этих мастерах сейчас никто не думает! А между прочим, Ташков снял за 700 000 долларов историческую картину, где есть 20(!), исторических декораций, костюмы, и великолепные артисты.

Это я к тому говорю, что фильмы должны быть разные. И их должны снимать разные люди. Мы тем и богаты, что нас разнообразный кинематограф.

Но вот, например, тот же Федор Бондарчук сейчас собирается делать «Сталинградскую битву». А Никита Михалков, заканчивает «Утомленных солнцем-2». Учитывая степень паломничества на «Аватар», я бы определенно попробовал на их месте перевести эти картины в 3D.

«СП»: — А какова цена вопроса? Насколько дорого стоит такой процесс?

— Думаю, что в Европе или Америке это обходится в 5000 евро за минуту. У нас максимум — 3000 евро. Если поставить процесс на конвейер, переводить мультфильмы, давая им новую жизнь, поставить себе задачу создания контента для грядущего цифрового телевидения, то на конвейере это будет стоить уже не 3000, а 1500. Если делать один фильм — это дорого, десять — это дешевле. Но этим нужно заниматься.

Я удивлен: сегодня, когда мы в очередной раз предлагаем какую-то новую технологию, и можем быть впереди планеты всей, то сами же не хотим это дело поддержать.

«СП»: — Напрашивается закономерный вопрос: а что, скажем, Бондарчук или Михалков, не знают о существовании в России подобной возможности, не знают, что уже существует эта технология?

— Дело не в том, знают они или не знают. И дело даже не в том, что мы не можем им это показать — показать-то можем! Но почему-то у нас нет общей заинтересованности. Вот сейчас мы под новый год посмотрели идеальную, на мой взгляд, работу — раскрашенную в цвет «Золушку» с Яниной Жеймо в заглавной роли. Мне показалось это фантастическим — как заиграло старое кино! Мы увидели, особенно если учесть, что это кино 1947 года, практически, настоящее американское детское кино. Я сделал предложение «Крупному плану» перевести этот цветной вариант «Золушки» из 2D в 3D.

«СП»: — «Аватар» — это ведь еще и очень грамотно выстроенный сценарий. У вас есть на примете отечественные сценарии, которые вы бы предложили снимать сразу в 3D?

 — Есть прекрасные сценарии. Например, картину по сценарию Ивана Охлобыстина про Соловья-разбойника мы сейчас собираемся делать в 3D на нашей студии (совместно с еще двумя студиями). Это будет история современного Робин Гуда. Вот там прекрасно будут смотреться в 3D и все трюки и весь видеоряд.

«СП»: — Каков ваш прогноз дальнейшего развития событий?

 — В России уже существует 300 кинотеатров, где «Аватара» смотрят в очках. Через год таких кинотеатров будет 600, потом будет 5000: «Аватар» только подстегнул процесс строительства. Все увидели, как фильм Камерона собирает 2 миллиарда долларов по миру, собирает, в том числе и в России, огромные деньги. Кто же будет от них отказываться? Тем более, что мы находимся на пороге стерео телевидения, когда уже начали выпускаться специальные телевизионные панели.

Прогноз тут таков: у нас в России сначала будет очень много самых примитивных в сценарном смысле фильмов, которые просто рассчитаны на 3D — с собаками и кошами, прыгающими на нас с экрана, с выезжающей на нас техникой. Позже мы кинемся переводить все лучшее, что у нас самих уже имеется в формат 3D, создавая контент для телевидения… Ну, а до шедевров, наверное, дорастем очень нескоро.

«СП»: — Ну, а прогноз по сборам: есть ли у нашего фильма шанс когда-нибудь собрать такую кассу, если он будет решен в новых технологиях?

— Думаю, нет. Феномен самого Камерона заключается именно в том, что он умеет предугадать Событие. Он дал толчок всему кинематографу «Титаником», дал еще один толчок своей новой картиной. Он — первый, он создал Событие.

Но я думаю, что нам и так не надо стремится собирать миллиарды (хотя, кто бы от этого отказался?) Нам надо четко знать, что делается уже сегодня в своем родном отечестве, и этим заниматься. Тогда и мы сможем быть впереди планеты всей, зарабатывая деньги на прокате. Но тут я больше — пессимист, чем оптимист. Думается, что государство очень быстро постарается забыть о феномене «Аватара», а те деньги, которые сегодня выделены на кинематограф, будут куда-то перенаправлены, распределены. И мы снова займемся совсем не тем.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня