Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Зачем власть убивает в москвичах патриотизм

Захар Прилепин и Вадим Кумин о том, как спасти Россию от бескультурья

7210
Материал комментируют:

Пожалуй, любой житель Москвы, приезжая в какой-то другой регион страны, рано или поздно услышит в свой адрес фразу о том, какие же «вы все москвичи, наглые и некультурные». И в большинстве случаев, полагают знатоки вопроса, подобное замечание будет вполне заслуженным. Вечные столичные праздники-фейерверки-фестивали-парады на фоне пластиковых сакур и искусственных газонов не позволяют горожанам в своей массе задумываться о чем-то добром, вечном, светлом. Только шоу, которые «маст гоу он», только попкорн, только «развлекуха» среди невнятной «урбанины».

Попытке переломить эту пагубную тенденцию был посвящен прошедший в воскресенье, 26 августа, круглый стол под названием «Какая культура нужна столице?». В мероприятии приняли участие художники, архитекторы и другие деятели левого авангарда. На обсуждение был вынесен широкий круг вопросов, связанных со сферой культурной политики, но главной темой для разговора стали противоречия между запросами общества и тех, кто сегодня является модератором культурной политики в мегаполисе.

Кто и как именно может вывести столицу из этого культурного кризиса, — поинтересовался корреспондент «СП» у известного писателя, общественного деятеля, координатора проекта «АрхЛаб», шеф-редактора «Свободной прессы» Захара Прилепина.

— В процессе, так сказать, аудита нашей культурной общественности — литературной, кинематографической, театральной — мы собрали команду тех людей, — ответил Прилепин, — которые чётко и ответственно понимают, каким образом должна выглядеть, не боюсь этого слова, патриотическая культура в России. Культура, обращенная к народу, к будущему страны, к ее святыням.

«СП»: — Кто все эти люди?

— Пока не будем называть всех поимённо. Но, так или иначе, по каким-то опознавательным знакам, мы друг друга нашли. Это люди все известные, большинство из них известно всей стране, и большинство из них, да практически все, понимают ту системную проблему, которая стоит перед нами, перед страной, перед властью и перед народом.

«СП»: — А в чем же конкретно она заключается? И каков план действий?

— Что у нас колоссальное количество представителей элиты настроено либо равнодушно, либо негативно, либо откровенно враждебно. По отношению к тем проблемам, которые перед нами стоят. Мы подготовили ряд мер. Не радикальных, не репрессивных, а такие «талмуды», где серьёзное расписано, каким образом, как и что функционирует в самом широком смысле в сфере культуры. И готовы предложить техническое исправление тех или иных проблем и неполадок, потому что речь состоит уже не в том, что, там, необходимо написать хорошую книгу, поставить хорошие спектакли или снять хороший фильм. Потому что так или иначе кто-то справляется с этим, а кто-то — нет. Тут есть системные проблемы, когда колоссальное количество персонажей, которые могли бы работать в сфере культуры, не попадают на, так сказать, верхние этажи, потому что там так или иначе всё выстроено уже под определенную систему. А те, которые не работают, тем не менее находится в центре всеобщего внимания. И так или иначе паразитируют на этом всеобщем внимании. Вот в этом смысле у нас есть системная культурная программа, которая может быть использована.

«СП»: — Почему эта культурная программа так важна для столицы?

— Москва — это, безусловно, колоссальные инерции, которые направлены на всю остальную страну, потому что там тоже плюс-минус воспроизводят то, что происходит здесь. И если в Москве начать эти действия, если в Москве объяснить, что надо вот так, а не вот так, то мы получим вот эту вот молнию, энергию, вот этот импульс, который пойдёт по всем городам.

Читайте также

«СП»: — Как долго придется ждать отдачи от этого культурного импульса?

— Мгновенно. В течение года может все поменяться. Создадутся разнообразные сообщества.

«СП»: — Но разве Москва ничего не предпринимает сейчас ничего «флагманского» в сфере культуры? Или, может быть, где-то в регионах есть некий «альтернативный» центр?

— У нас по всей стране сейчас построены какие-то «многофункциональные центры», о которых даже Владимир Владимирович Путин говорил в своём выступлении. Ну хорошо, давайте центры. Там вот кройкой и шитьём мы занимаемся, там еще кто-то сидит с книжечкой, там кто-то в компьютере что-то там тюкает. Но не для этого были созданы центры!

«СП»: — А для чего?

 — Они, эти центры, были созданы для того, чтобы там жизнь клокотала.

«СП»: — Что, этого никто не понимает?

— У нас управленцы наши хорошо понимают, как жизнь должна клокотать в ФОКах, спортивных клубах. Там они с этим, слава Богу, справляются. Понимают, учат детей играть. А в культуре они ничего не понимают. И надо, чтобы они хотя бы однажды доверились профессионалам, которые объяснят, что вот так и так надо делать. А они доверяют тем людям, которых они в 90-е годы видели. Они думают, что это и есть завтрашний день, послезавтрашний день.

«СП»: — А на самом деле?

 — Либерализм, он не только в России вчерашний день, вообще в мире во всём он вчерашний, даже позавчерашний день. Западнические люди, уверенные в том, что только такая форма жизни, экономики и миропонимания — единственно возможное, действенное и перспективное, это неправда. Просто их разводят. Они пришли куда-то в первый раз, увидели, там, балет, театр, оперу, концерт рэпера. Вот, они думают, вот любопытно. Да, но надо немножко знать подоплеку, что за этим стоит.

«СП»: — Вы — знаете?

— Мы знаем.

— Действующая власть сейчас ничего не предлагает в части культуры, — уточнил политик, кандидат в мэры Москвы от КПРФ Вадим Кумин. — Мы ничего не слышим. Хорошо начали с того, что организовали правильно Парк Горького, разогнали криминал. Все мы были довольны проектом «Ночь музеев». Но сейчас все опять стихло и пошло по пути «всем сестрам по серьгам». Всё так же финансируются сотни муниципальных театров, всё также финансируются сотни непонятных проектов, много-много лет, из года в год.

«СП»: — Есть ли какие-то предложения по изменению ситуации?

— Наше предложение — кардинально это пересмотреть. Мы предлагаем новый социальный договор, когда все эти средства будут перераспределяться в пользу детских коллективов, в пользу возможности для развития детей и юношества. Сейчас все услуги в городе платные, мы намерены высвободившиеся от оптимизации в этой сфере деньги направить на то, чтобы мы могли своих детей учить творчеству, искусству, ремеслам. Чтобы дети могли бесплатно заниматься, и так же могли заниматься граждане в свободное от работы время.

«СП»: — Понятно, все это касается детского и юношеского творчества. А что вы предлагаете более «возрастным» творческим группам?

— Также крайне важно уже в зрелом творчестве финансировать проекты, которые мы называем патриотическими. Здесь никуда ходить не надо, это мировая практика, не нужно бояться этого делать. Должны развиваться в первую очередь патриотические проекты, а не проекты авангардные или футуристические, которые, собственно говоря, являются артхаусом, очень узким видом творчества. Мы за то, чтобы город разумно тратил деньги всех налогоплательщиков в пользу широких масс населения.


Новости Москвы: Вадим Кумин призвал мэрию дать муниципальным депутатам право вето в строительстве

Проблемы Москвы: Вадим Кумин призвал москвичей очистить город от «мафии»

Следите за специальной темой «Свободной Прессы» — Выборы мэра Москвы

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня