Какая-то нездоровая атмосфера сложилась вокруг российских рэперов и их концертов в последнее время. С одной стороны, выступления в регионах массово отменяются, в сети появляется информация о чёрных списках музыкантов от ФСБ, Хаски и вовсе успел несколько дней посидеть в камере, с другой — в публичном пространстве власть всеми силами пытается эту охоту остановить и вразумить излишне рьяных защитников нравственности на местах.
Недавно в защиту отечественных рэперов выступил, в частности, известный телеведущий Дмитрий Киселёв, который пообещал устроить в Коктебеле на нудистском пляже «крупнейший в России рэп open air», он резонно заметил, что рэп запретить нельзя, как и мат, и нужно учитывать, что он стал культурным явлением.
В минувшую пятницу запреты концертов осудил целый первый заместитель администрации президента Сергей Кириенко. «Надо уметь работать с современной молодежной культурой, чтобы не превращалось в то, что когда кто-то случайно ее не понимает или она не нравится, заканчивается запретами концертов. Глупость», — сказал он на XVIII съезде «Единой России».
6 декабря рэперы Жиган и Птаха даже пришли в Госдуму поучаствовать в круглом столе на тему «Свобода слова в рэпе». Беседа музыкантов и законодателей не очень задалась: первые говорили о свободе слова и творчества, вторые оправдывались тем, что никак не могут повлиять на местные власти, запрещающие концерты, и уговаривали рэперов писать более нравственные композиции, которые бы культивировали «ценности достойной жизни, служение стране и обществу». В итоге Жигану надоела эта полемика, и он ушёл с круглого стола. «Разговор ни о чём. Это бесполезно, брат», — бросил он коллеге Птахе перед уходом.
Однако это мероприятие породило самую странную идею по примирению официальной России и её реальной молодёжной культуры: глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодёжи Михаил Дегтярев заявил, что предложит всем крупным телерадиокомпаниям пустить рэп-исполнителей на новогодние передачи, в частности, на «Голубой огонек». Позже гендиректор Первого канала Константин Эрнст рассказал, что пригласит кого-то из них в праздничные эфиры.
Вот этот поворот, мне кажется, красноречиво демонстрирует коренное различие в понимании термина «свобода» между властями и творческими кругами. Первые считают, что свободным можно быть, только сидя за «господским» столом, вторые просто просят оставить их в покое: не мешать, но и не помогать.
Рэп — явление для российской молодёжной культуры относительно новое и для людей, родившихся ещё в СССР, зачастую малопонятное. Многие сравнивают современных рэперов с рок-музыкантами 80-х годов прошлого века, утверждается, что это — новая музыка улиц, музыка юных бунтарей. Пытаться втащить эту субкультуру на «Голубой огонёк» бессмысленно. Как только тот же Хаски окажется на Первом канале в обществе Пугачёвой, Киркорова и Баскова, он моментально станет частью именно этого мира, а мир молодёжи его просто выплюнет и не примет назад. Так было с «Машиной времени» Макаревича, к которой в рок-тусовке прошлого века относились с легким презрением, поскольку подозревали в сотрудничестве с властями.
Мы часто и не без оснований упрекаем русских людей к излишней тяге к государственному патернализму, но и государству пора бы начать чуть больше доверять своим гражданам и оставить попытки контролировать вообще всё. В конце концов, многие наши видные государственные деятели в своей молодости слушали запрещённых рокеров, и ничего, трудятся сейчас, как утверждают, на благо страны.
Новости культуры: Путин и Медведев поблагодарили Гребенщикова за мир и свободу