Руководитель проекта ОНФ «Добровольцы культуры», писатель Захар Прилепин предложил министру культуры РФ Ольге Любимовой изменить порядок аттестации экспертов, проводящих экспертизы документов на объекты культурного и исторического значения. Суть предложения — помешать деятельности так называемых «черных экспертов», которые дают выгодные заказчику заключения, не опираясь на достоверность исследований. В результате деятельности таких «экспертов» страдают памятники культуры и истории, сокращаются охранные зоны.
— «Черные» экспертизы — целая индустрия, запущенная многочисленными группами бизнес-интересантов и бывшими сотрудниками министерства, находящимися сейчас под следствием, — уверен Захар Прилепин.
Само Минкультуры на данный момент предлагает, делая выводы о деятельности того или иного эксперта, основываться на позиции региональных органов охраны наследия, которые, как уверен писатель, часто выступают заинтересованной в уничтожении памятников стороной.
— Такие изменения не помогут лишить аттестации недобросовестных экспертов, зато дадут возможность для лишения аттестации наиболее порядочных и принципиальных, — уверен Захар Прилепин. — Поэтому я считаю необходимым учитывать мнение градозащитного и экспертного сообщества при аттестации экспертов, а также внести изменения в Положение об экспертизе и Положение о порядке аттестации экспертов, предусматривающие возможность досрочного лишения экспертов аттестации за недобросовестные экспертизы, нарушение закона, недостоверную информацию, подлоги и фальсификации данных об объектах.
А кроме того, руководитель проекта «Добровольцы культуры» считает необходимым внести в законодательство уголовную и административную ответственность эксперта за недостоверное содержание и выводы экспертизы, особенно если они повлекли повреждение или утрату охраняемого объекта. На данный момент такой ответственности закон не предусматривает.
Обращаясь к министру, писатель напоминает, что общественники, защитники наследия, уже не раз предоставляли в министерство доводы по поводу необходимости лишить аттестации Т. П. Кудрявцеву, О. Г. Новикову, Л. А. Траскунова. При этом вышеназванные персоны — лишь верхушка айсберга, черная индустрия намного более развита.
О том, к чему приводит деятельность таких экспертов, в подробностях было рассказано в другом письме в министерство, отправленном Московским областным отделением Всероссийского общество охраны памятников истории и культуры. Письмо было написано по поводу проекта охранных зон объекта культурного наследия федерального значения — ансамбля усадьбы «Архангельское» XVVII — начала XX вв. Экспертизу проекта проводила Ольга Карандашова.
Одобренный ею проект предлагал исключить из границ охранной зоны несколько сотен гектаров земель, перевести их в зону регулирования застройки. Проект позволяет провести массовую застройку на ранее охраняемых землях, легализовать незаконные постройки и проекты строительства, решение о сносе и отмене которых ранее уже принимали суды по искам Минкультуры России и музея-усадьбы. А кроме прочего, члены Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры считают, что проект создаст препятствия для развития и нормального функционирования музея-усадьбы как культурно-туристического центра.
— Экспертиза не выдерживает никакой критики, содержит многочисленные недостоверные сведения и противоречия, — говорится в письме ВООПИиК по поводу документов подписанных Карандашовой. — Например, эксперты предлагают в целях повышения «проницаемости» застроить охраняемый ландшафт Ильинской поймы прямо на объекте археологического наследия или же одобряют установление зоны регулирования застройки прямо на территории усадебного ансамбля с возможностью застройки элементов предмета охраны усадьбы.
«Свободная пресса» легко нашла еще множество примеров зданий, пострадавших после проведения экспертиз. Приведем несколько из них. Так, в Нестерове Калининградской области снесли особняк XIX века, ранее бывшее в списках выявленных объектов культурного наследия. В Омске к сносу был приговорен дореволюционный особняк, построенный в стиле деревянного неоклассицизма — «Дом Арефьева». В Москве эксперт Татьяна Кудрявцева назвала уникальную деревянную постройку начала XX века «Дачу Афинского-Кострюкова» объектом, не подлежащем охране.
— Буду рад, если у нас сейчас и в дальнейшем получится конструктивная работа по вопросам, связанным с охраной культурного наследия. Хотелось бы обратить ваше внимание на сохранение исторических поселений, защиту культурных ландшафтов и зон охраны, спасение гибнущих церквей и памятников архитектуры в провинции, которым требуются срочные противоаварийные работы, — завершает письмо министру Захар Прилепин.
Добавим, что зачастую сохранить памятники помогают только общественники, которые трубят о проблемах во всеуслышанье через блоги и СМИ. И чем сильнее, ярче эти материалы — тем больше шансов добиться успеха в борьбе за сохранность наследия страны. Чтобы повысить мастерство активных молодых литераторов, журналистов, блогеров был разработан проект — «Литературная резиденция — Мастерская Захара Прилепина». В связи с пандемией коронавируса первый поток занятий в «Мастерской» был перенесен на 13−16 апреля, возможны дополнительные изменения. А это значит, еще больше людей смогут присоединиться к проекту.