Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура / Культура
19 октября 2020 13:58

Феномен «Внутри Лапенко»: Новое русское искусство про добро и любовь

Александр Пелевин о проекте «Внутри Лапенко» и о «палимпсесте из обгоревших или истлевших смыслов»

7321

После выхода последней серии «Внутри Лапенко» журналистка Мария Кувшинова написала текст, где сравнила сериал с «путешествием в ментальный Чернобыль». По словам журналистки, творчество Лапенко — «палимпсест из обгоревших или истлевших смыслов», «кошмар неистории» и прочие метафизические трансформации парадигмы постмодерна. Текст можно прочитать с интонацией Журналиста: получится МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ПАЛИМПСЕСТ МЕНТАЛЬНОГО ЧЕРНОБЫЛЯ В ХАОТИЧЕСКОМ УЖАСЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭСТЕТИКИ РАСПАДА!

В общем, автор увидел в сериале что-то свое, и это нормально. Но потом в навязчивой и безапелляционной манере автор вложил в сериал свой собственный, увиденный на задворках мозга, смысл: мол, чудовищный поздний совок травмировал бессознательное целых поколений, ужас, тлен, безысходность, гроб, кладбище, Тарковский.

Читайте также

На самом деле автор скорее рассказал про себя, чем про сериал Антона Лапенко. Тебе показали добро и любовь, а ты увидел метафизический ужас? Что ж, это говорит не о сериале, а о тебе.

Как говорят американцы, кто что видит, тот о том и… Видит то, что… о чем пишет.

Стремительное окучивание сериала такими деятелями было лишь вопросом времени. Хочется, хочется ведь вытащить из такого проекта с большой аудиторией какую-нибудь свою любименькую политоту, увидеть Высказывание, натянуть на глобус своих предпочтений. Даже Дудь на интервью с Антоном настойчиво пытался перевести диалог в политическое русло: ну скажи, скажи что-нибудь про плохую Рашку!

Не сказал. Потому что Лапенко — не про плохую Рашку, не про хорошую Россиюшку и не про Дудя. Прозвучит банально, но так и есть: Лапенко про всех нас. Про наше прошлое, нашу память, нашу страну — такую, какой она была и какой осталась в сознании.

Почти каждый из нас знал и видел в жизни точно таких же Инженера, Катамаранова, Розу и Шершня. Может, кто-то даже Татьяну Восьмиглазову встречал. Все мы помним по телевизору точно таких же Журналиста и Ричарда Сапогова. А те, кто встречался с богемной творческой тусовкой, наверняка узнают Гвидона Вишневского.

Лапенко не изображает «хорошие девяностые» или «плохие девяностые». Ему удалось невероятное: показать эпоху нашими детскими глазами. Через наши воспоминания детства, виденные по телевидению отрывки передач, фрагменты реальности, оставшиеся в памяти. Он не дает оценок. Зачем детским воспоминаниям какие-то оценки? Они просто есть. Они наши, мы с ними живем: так давайте взглянем на них через призму принятия.

И из этого цветастого калейдоскопа обрывочных образов Лапенко создает удивительный мир, где добро и любовь всегда побеждают. И даже если происходит какая-то жесть с драками или убийствами, все это понарошку. Это детская игра во дворе. Приходит милиционер Жилин и запрещает убивать, потому что не надо мне этого тут, устроили, голубчики, все, чтобы тихо здесь было.

Или приходит «рука судьбы» в виде хтонического Катамаранова, которого боятся даже Бог с Дьяволом, и все исправляет.

Все плохое происходит понарошку. Все хорошее — на самом деле. Понарошку умирают Шершняга, Выживальщик, даже Журналист попадает в загробный мир и по щелчку возвращается обратно. У Лапенко почти никто не умирает по-настоящему, кроме разве что бандитников в начале второго сезона и Нателлы Наумовны: впрочем, никто не удивится, если в третьем сезоне мы увидим, как Нателла и Лидер ОПГ «Железные рукава» вместе прогуливаются в инвалидных колясках.

Финальная сцена пропитана принятием и примирением. Мирятся не только мальчики и девочки из конкурирующих банд, не только Гвидон Вишневский учит Экстрасенса рисовать. Миримся мы с нашим сложным прошлым. Принимаем себя такими, какие мы есть.

Главный феномен Лапенко в том, что впервые за десятилетия (без преувеличения) у нас появилось смешное шоу без тени сарказма и злобной иронии. Это не сатира, здесь нет язвительного высмеивания. Все персонажи — даже коварный Ричард Сапогов — показаны смешно и при этом с огромной любовью.

Все получают прощение. Всем дается шанс. Даже лидер ОПГ оказывается хорошим и добрым парнем: прав был Инженер, говоря «они только думают, что злые».

Читайте также

И персонажи показаны с очень качественной актерской игрой. Это не только кривляния в гриме, это погружение в героя с полным сопереживанием ему. Антон — не только комедийный актер. У него отлично получилась бы серьезная драматическая роль. У него есть главное, что нужно актеру: любовь к своему персонажу.

Антон и сам до невозможного добрый: не как «светлый человечек», а по-настоящему. В интервью Дудю он говорит, что сила в любви, а в программе Урганта передает привет маме. Любит своих фанатов, постит арт с персонажами, открыто общается с ними, вместе смеется над мемами.

Фанатская аудитория у Лапенко, к слову, огромна и вполне сравнима с армией поклонников сериала «Доктор Кто» в былые времена. Среди них много совсем юных пользовательниц «Твиттера», и это очень здорово и вселяет надежду.

Это даже важнее, чем лапенковский юмор, от которого кто-то хохочет как черт, а кто-то лишь пожимает плечами: чувство смешного всегда индивидуально, и у всех разные представления о том, от чего смеяться. Это нормально.

Впервые за многие годы у нас появилось новое русское искусство. Умное, интересное, доброе и смешное. Как все новое в искусстве — поначалу на чистом энтузиазме. И можно бы, наверное, осмыслить феномен Лапенко как выстраивание образов бессознательного в парадигме метамодерна, а можно просто сказать: блин, Антон, спасибо, нахрен, ю ноу. Это было круто.

Последние новости
Цитаты
Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня