Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура / Литература
30 ноября 2020 20:37

Виктор Пелевин и трагедия русского капитализма

58-й день рождения во сне

5072

Виктор Пелевин отпраздновал свой 58-й день рождения. Пышных гуляний не было, — вы обратили внимание? Даже по телевизору, насколько мне известно, словом не обмолвились. Так уж повелось — не ценим мы своих величин.

Про Виктора Олеговича сейчас все больше шутят: критики оттаптываются на очередном романе, выходящем — как по календарю — под книжный фестиваль. Как-то Алексей Колобродов очень смешно написал: «Листопад, очей очарованье, вход в отопительный сезон, новый роман Пелевина». Лучше и не скажешь!

Писатели «второго ряда» не так ироничны — злорадствуют с серьезными лицами, мол, ничего хорошего сегодня в принципе написать нельзя. И в голосе их слышатся легкие виватные нотки. Но когда вручают очередную периодическую и с каждым годом становящуюся все бессмысленнее, как сам Пелевин, Нобелевскую премию, нам ведь больше и вспомнить-то не о ком. Старые писатели умирают, на новых — глаза бы не смотрели. А Пелевин…

Читайте также
Деньги нищей вдовы Сергей Шаргунов о том, как чиновники чуть не отняли полмиллиона у обездоленной женщины

Надо отметить, я долго тянул с ним. Он был на пике популярности, когда я был юн. И эта популярность отпугивала меня. Я прочитал «Поколение П», сидя в покосившейся лекционной аудитории на экономической теории. Шел 2004-ый год. Тогда книга четко рифмовалась у меня с лекцией, на которой я ее читал. И Пелевин вошел у меня в список вторичных авторов. Почему вторичных? Мне показалось, что это была не совсем художественная литература, что он претендовал на раскрытие механизмов системы на уровне популярной экономики и кухонной философии. Язык Пелевина был языком диплома. Да и претензия книги вторила пафосу «Капитала», который я читал параллельно.

«Капитал» читали прыщавые аспиранты в толстых очках, целями которых было написать кандидатскую и получить свою тихую провинциальную кафедру. Пелевина же обожали не аспиранты, а обычные студенты на том же экономическом факультете, но эти были уже без очков. И конечной целью их было ближайшее отделение любого банка. «Здравствуйте, свободная касса!»

Пелевин — Маркс для офисного планктона

И вот пару лет назад я вернулся к нашему загадочному отшельнику. Тогда вышла «Гора Фудзи». А следом — лекция Дмитрия Быкова о новом пути Пелевина. И меня удивили тогда две вещи. Первое: Быков, если так можно сказать, упрекает Пелевина в «толстовстве» и создании религии. Вообще, у нас, нужно заметить, любой добросовестный труд осуждают за бездушие и корысть. А умение зарабатывать до сих пор многие называют империализмом. Но вот в толстовстве никто уже давно никого не упрекал. Второе, что привлекло мое внимание: в разборе «Фудзи» Быков говорит, что Пелевин подвел черту под завершившейся эпохой, эпохой Путина.

Спорить с Быковым — мне не по статусу. Но чувствуя какой-то внутренний диссонанс, я решил разобраться в проблеме и прочитал разом все книги Пелевина. Представьте себе. Сделал я это, чтобы понять, куда движется Пелевин и куда движемся мы.

Почему в России сформировался и живет культ Пелевина, мне было ясно всегда: потому что он художественно смел и силен. Просто Большой русский писатель. Но если отвести художественную ценность произведений на второй план и сосредоточиться на посыле, для меня Маркс и Пелевин действительно поют в унисон. Один пытался привести человечество в Эдем, достигнув социальной справедливости через справедливость экономическую. А второй — помогает планктону добраться утром до офисного ада. И оба варианта — похожи на религию, так как делают духовную жизнь человека легче и дают надежду, признавая трудом лишь Преодоление.

О том, что, начиная с 2007, Пелевин стремительно катится в пропасть, не говорит только ленивый. При этом все отмечают, что падение это — не художественное, а скорее падение идей. Происходит с нами что-то неладное, а писатель — лишь зеркало. Так о чем же свидетельствует метаморфоза чертановского затворника?

Ключ к пониманию главных мотивов Пелевина критики увидели когда-то в «программном» эссе 1993 года «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма». Многие считают, что «программа» Пелевина заключается в грусти из-за того, что «совок умер», а пришел «пупок». При этом «знатоки» абсолютно игнорируют тот факт, что это эссе — всего лишь отповедь, а никакая не философская установка.

Творчество Пелевина воспринимается в России вообще совершенно однобоко. Когда он писал искренне и в его текстах был такой нерв, что хотелось разрыдаться, даже если ты не жил в 90-е, он был «модным», как клоун Пьеро, который плачет ради денег и славы. И его воспринимали как гламурного писателя. Когда он стал штамповать эзотерические детективы, его назвали классиком.

Книги его стали выглядеть так, будто Пелевин, линяя, сбросил шкуру и ушел-таки в Брахмана, а какая-то Донцова нашла эту холодную кожу, напялила на себя и продолжила сочинять свои детективы про компьютерные программы. А гения так никто и не понял, не отрефлектировал.

Ключ к Пелевину

Был у Виктора Олеговича замечательный рассказ «СПИ». Он о молодом человеке, который обнаружил у себя способность делать все свои повседневные дела во сне. Потом он понял, что он такой не один, что вокруг спят ВСЕ. Так рассказ и закончился, на пороге 90-х, во всеобщем сне. А жизнь пошла дальше, в 1991-й.

Когда эти сомнамбулические стада проснулись в 1991-м и посмотрели вокруг, ситуация стала развиваться неожиданным образом. Пелевин хотел проснуться. И он проснулся. Но оказалось, что (в соответствии с «Чапаевым и Пустотой») проснуться из всеобщего сна можно только в галлюцинацию.

Если сон был у всех один (о чем заботилась советская власть), галлюцинация у каждого оказалась своя. И пустота в «Чапаеве» — это пустота не смысла, она есть отсутствие общего сна. И в этом был ужас нашего поколения П.

Путин, успокоивший Пелевина

Чем глубже вбуравливался в российскую историю Путин и, как симбиот, задавал новый код, тем эзотеричнее становились тексты Пелевина. Как бы это ни было смешно, но получилось, что в такой вот уродливой форме писателю постепенно вернули его «застой». Ведь теперь общим местом стало наблюдение, что Путин вернул нам модель его 70-х.

«Застой» здесь нужно понимать как реальность, формально напоминающую ту, из которой Пелевин выпал. Начался уже другой сон, но главное, что это был снова коллективный «СОН». Этого было достаточно. И писать больше стало не о чем. История Пелевин/Путин — имеет счастливый конец. Пелевин будто понял ошибки «Омона Ра», в котором он обличал эту всеобщую иллюзию, не понимая ее ценности, и послушно уснул, написав свои лучшие вещи.

Читайте также
Почему мы теряем Зою? Андрей Рудалёв на очередную годовщину казни Зои Космодемьянской

И хорошо великому писателю. А что же мы — если мыслить в этой системе координат пелевинских произведений? В каком мире оказались мы? В 1917-ом, где сумасшедший Петька палит по гостям «Музыкальной табакерки»? В мире «Просто Марии»? В аду для воинов из «Чапаева»?

Точно известно одно. Ненавистный Пелевину «пупок» теперь тоже умер. Но на его место не пришел Васисуалий Лоханкин с его страданиями.

Кто же пришёл? Поколение «К». Как пели Placebo:

Corporate America wakes

Coffee republic in case

We open the latch on the gate

Of the hole that we call our home

Идет другое поколение, которому не нужны яхты и миллиарды. Ему нужны: кофе из кофешопа, модная стрижка и красивая татуировка. А еще Таня из «Фудзи», которая все это оценит, и лента в ВК или Яндекс. Дзене, как аналог… дзена.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня