Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Мрак, неон и бездушные технологии: Почему Cyberpunk 2077 рвёт топы продаж

«Cyberpunk 2077 удовлетворяет одну из основных потребностей людей — желание заглянуть в будущее»

3419

Игра Cyberpunk 2077 вышла в релиз 10 декабря и побила рекорды по продажам, предзаказам и одновременной игре пользователей на площадке интернет-магазина Steam. Люди брали отпуска под релиз, и да, игра затягивает. Хотя и жалоб на технические огрехи пока просто море. Но компания-разработчик, польская студия CD Project Red, выкатывает патчи, и, думается, баги в скором времени починят. Да и мы здесь, наверное, не будем говорить о технической стороне вопроса, а попробуем разобраться в феномене популярности этой игры. И начать стоит не столько даже с неё, или с настольной игры Cyberpunk 2020, которую в восьмидесятых придумал Майкл Пондсмит, и которая легла в основу нынешнего компьютерного блокбастера. А с особенностей жанра.

Читайте также
СССР без путча и Ельцина: Прекрасная Россия будущего во вселенной Cyberpunk 2077 Киберпанк: Переписывание истории России, которое мог бы одобрить сам Путин

Жанр «киберпанк» отцом-основателем которого считается Уильям Гибсон со своим циклом романов и рассказов «Муравейник» — это очень своеобразный жанр фантастики. Он не предполагает счастливого будущего для человека и человечества, скорее наоборот. В логике киберпанка человеческая жизнь, решения и поступки не стоят практически ничего. В этом мире нет героев. А самым «человечным» у Гибсона в итоге оказывается взбунтовавшийся искусственный интеллект. Больше того, практически прямым текстом в романах этого писателя говорится о том, что жизнь не только социального дна не стоит ничего, но и сами корпорации в какой-то момент возглавляются абсолютно безликой массой. И скорее уж не она возглавляет корпорацию, а тоже становится неким обслуживающим механизмом этих транснациональных квази-живых монстров.

Эти особенности жанра, в целом ложатся во все «киберпанк-вселенные», которых, кстати, несколько. Здесь и «Shadowrun», где одновременно с имплантами, всеобъемлющей Сетью, хакерами-нетраннерами и «уличными самураями» (криминальными наемниками, «бегущими в тенях») есть эльфы, гномы и орки, драконы и магия. При этом, все тот же кризис значимости человека, все тот же оголтелый, доведённый до абсурда рыночный либерализм и прочий «мрак и неон» присутствуют в полном объеме.

Здесь же можно вспомнить и вселенную Deus Ex, с населением, расколотым по принципу наличия и отсутствия имплантов. С корпорациями и тайными обществами, которые борются за мировое господство.

Можно вспомнить и отечественные произведения. Что Сергея Лукьяненко с его «Лабиринтом отражений», что Вадима Панова с «Анклавами» и «Аркадой». Ну и японцев, конечно, с их «Призраком в доспехах», «Акирой» и Snatcher всё того же Хидео Кодзимы, который гений. Ну, и куда ж без «Матрицы» тогда еще братьев, а ныне сестёр Вачовски?

В общем, о мрачном цифровом будущем задумывались многие люди из самых разных стран.

Но, пожалуй, самая масштабная реализация игрового проекта в этом жанре — нынешнее творение поляков. Действие игры происходит в независимом мегаполисе Найт-Сити, своеобразной «Вольной Марки» XXI века. Хотя независим он больше формально. По факту, владеют городом все те же корпорации. Ну, и банды, которые часто с корпорациями теснейшим образом сотрудничают. Если послушать местные новости, то можно узнать, что городская полиция близка к банкротству. Более того, отделы служб безопасности корпораций настаивают на её тотальном роспуске, как убыточной структуры. А из разговоров полицейских можно понять, что по сравнению с корпоративными «безопасниками» — они просто никто, и особых прав, которые бы отличали их от «гражданских» у них нет.

Что касается корпораций, то в массе своей они традиционно безлики. Исключение здесь — японская ТНК «Арасака», которой владеет семья, фамилия которой и дала название этому транснациональному монстру. И, фактически, это отсылка к японским дзайбацу, которые в нашей, реальной истории были ликвидированы чуть ли не насильно, поскольку уж очень любили играть в тотальную экспансию и монополизм.

К слову, даже члены этой, казалось бы, абсолютно могущественной, всесильной семьи показаны, как люди, которых натурально через колено ломает созданная в том числе и ими самими реальность. Так что и они, в целом, такие же винтики в глобальном механизме мира игры.

Главный герой — наёмник Ви, которые хочет выбраться «в люди». И в какой-то момент игры у него в голове поселяется бунтарь, рокер, анархист и по некоторым версиям даже террорист Джонни Сильверхенд. Которого играет Киану Ривз. С этим персонажем все очень интересно.

Читайте также

Он был одним из основных героев лора настольного «Киберпанка». И выписан он именно как идеалист, воюющий с засильем корпораций «за все хорошее, против всего плохого любыми методами», даже подрывом ядерной бомбы.

С 2020-х по 2077 он «отсутствовал» по причине того, что был мертв, а его оцифрованное сознание находилось в ловушке у все той же «Арасаки». И вот он появляется более, чем через 50 лет своего отсутствия и видит, что вся его борьба по факту была абсолютно напрасной и не принесла никаких результатов. Не изменилось ни общество, ни устройство Найт-Сити, ну и уж тем более устройство мира. Революция Сильверхенда оказалась пшиком, еще одной полузабытой историей мира Найт-Сити. А записи с его концертов теперь продают старые фрики на одном из местных полулегальных рынков.

Кстати, еще одним полноценным персонажем является и сам город. Найт-Сити — огромен, великолепен и тщательно проработан. По нему периодически хочется пройтись или проехаться просто так. Не хочется пользоваться точками быстрого перемещения. Напротив, в Найт-Сити интересна каждая подворотня и каждое здание. Тем более, что многие из этих зданий не просто декорации. Там внутри что-то есть.

И то ли Пондсмит в свое время так угадал, то ли поляки докрутили свой город до некоторых современных реалий, но он чертовски похож на все мировые мегаполисы нынешнего, 2020 года. Он утыкан камерами с распознаванием лиц. Доступ в сеть любого гражданина города жестко контролируется. Об анонимности в Сети могут говорить только совсем уж продвинутые и криминальные хакеры, типа банды «Вудуистов». Которые вообще больше похожи на секту.

Читайте также
Евгений Алёхин: «Если ты буржуй — знай: заряженное оружие выстрелит в тебя» Рэпер Рич поговорил с рэпером и писателем Евгением Алёхиным о его новом альбоме, мозгах Познера, пофигизме Газданова, рассказах Сэлинджера и коммунизме

Город крайне жестко стратифицирован. Есть деловой квартал, вылизанный до блеска, этакая «Новая Москва», есть «средние районы», которые в относительном порядке поддерживают банды и полиция, есть окраины и трущобы. И вот там да, творится ад, как в условной Капотне. И есть пустоши с пригородами, где базируются «кочевники», трансформировавшиеся из «реднеков», то есть, по сути, «сельских гопников».

В общем, наверное, это один из секретов того, почему люди залипают в Киберпанк на десятки часов. С одной стороны — фантастика. С другой — очень уж жизненно. Настолько, что ты понимаешь: эта фантастика уже во всю стучится в двери реальности, и наступит куда раньше 2077 года. Она, в общем, уже наступает. Сеть повсеместна и глобальна, о сетевой анонимности мы уже практически забыли, устройства восприятия максимального погружения в виртуальную реальность тоже стали обыденностью. Всё в том же игровом сегменте.

Да, протезирование пока отстаёт, да и микрочипы в мозг никто себе пока не засовывает. Но чип-ключ от двери или машины, вживленный в руку — это уже обыденность сегодняшнего дня.

Собственно, в этом смысле Cyberpunk 2077 удовлетворяет одну из основных потребностей людей — желание заглянуть в будущее и понять, как оно там будет. Желание это основано на потребности в безопасности, а потому неистребимо.

Фантастика изначально была про это. Но хорошая, убедительная фантастика основывается на учёте текущих реалий, и прогнозирует будущее исходя из сегодняшнего дня. А Cyberpunk 2077 — это очень хорошая фантастика. От мира игры ужасаешься, но ему веришь. Хотя, честно говоря, верить в такое будущее человечества уж очень не хочется.

Последние новости
Цитаты
Иван Мезюхо

Политолог

Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Кирилл Семенов

Политолог, исламовед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня