Кремль должен отказаться от либерализма ради стратегического партнерства с Китаем и Ираном
По федеральным российским телеканалам началась ретрансляция художественных фильмов, создателем которых в разное время стал советский и российский режиссер Станислав Говорухин. 29 марта Станиславу Сергеевичу, ушедшему от нас в 2018 году, исполнилось бы 85 лет. Что ни говори, режиссер оставил российским зрителям внушительный багаж в виде таких картин, как «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Пираты ХХ века», «Благословите женщину», «Ворошиловский стрелок», «Белый взрыв», «Вторжение» и многие другие фильмы, которые являются золотым фондом советского кино…
Станислав Сергеевич родился в 1936 году в городе Березники Свердловской области (ныне Пермский край) в семье донского казака Сергея Георгиевича и портнихи Прасковьи Афанасьевны. В 1958 году окончил геологический факультет Казанского государственного университета. Около года работал геологом. Но уже с 1959 года стал трудиться редактором и ассистентом режиссера на Казанской студии телевидения. А в 1966 году с отличием окончил режиссерский факультет ВГИКа. И до 1967 года работал ассистентом режиссера, режиссером, кинорежиссером-постановщиком художественной кинематографии высшей категории на «Одесской киностудии художественных фильмов». Там вместе со своим однокурсником Борисом Дуровым и снял в 1967-м первый полнометражный фильм «Вертикаль», ставший в 1967 году лидером советского кинопроката (его посмотрели 32,8 миллиона зрителей). Главную роль в нем сыграл Владимир Высоцкий, ставший еще и автором музыки и стихов к своим песням. В дальнейшем это стало началом бардовской карьеры Высоцкого, сыгравшим потом в «Белом взрыве». Кроме того, через 10 лет Говорухин уговорил ставшего ему другом Высоцкого сыграть еще в одном культовом фильме — «Место встречи изменить нельзя», который Станислав Сергеевич создал уже в 1979 году — за год до смерти Владимира Семеновича. И этот минисериал стал поистине легендарной картиной мастера, которую давно уже растащили на цитаты. Чего только стоит крылатая фраза одного из главных героев — Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме!», которую приводил в своем публичном выступлении даже президент РФ Владимир Путин. И это действительно получилась сильная и в то же время душевная картина. Вместе с тем делал Станислав Сергеевич и массовое кино — например, совместно с тем же Дуровым написал сценарий к самому кассовому фильму и абсолютному лидеру проката 1980 года картине «Пираты ХХ века», который посмотрели около 80 миллионов советских зрителей. А всего за 10 лет — 120 миллионов. А потом стал автором сценария к еще одной замечательной картине «Тайны мадам Вонг».
Кстати, свое режиссерское слово Говорухин сказал и в документальном кино, громко заявив о своей гражданской позиции, сняв такие документальные фильмы, как «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли». Впрочем, не менее ярко обозначил Говорухин свою позицию и в «Ворошиловском стрелке». Неравнодушный к таким понятиям, как справедливость и социальное неравенство, Станислав Сергеевич неоднократно становился народным избранником.
«Он критически относился к Ельцину и хотел его упомянуть в „Ворошиловском стрелке“, — вспоминает друг и коллега Говорухина кинодраматург Александр Бородянский. — Я ему тогда сказал: „Слава, пройдет 15 лет, кино будут смотреть, а кто такой Ельцин, молодежь уже толком и знать не будет“. Уговорил».
«Мы со Славой дружили. Нельзя сказать, что были закадычными друзьями. Не я один был его другом, хотя бывал у него дома, знаком с его женой Галей, — продолжает Александр Эммануилович. — Мы и до „Мосфильма“ встречались еще в Одессе. Когда у Славы не было загородного дома и они жили в доме отдыха для депутатов недалеко от нашего поселка Союза кинематографистов, тоже часто встречались. До 1993 года он был председателем ЗАО „Киноцентр“ (того самого на Красной Пресне, который снесли), а после него пришел я. Слава к тому времени стал депутатом Госдумы, и ему нельзя было занимать руководящие должности. Мы не каждый день общались, но о многом одинаково думали, хотя и не говорили об этом вслух, не обсуждали политические события».
Кстати, «Ворошиловский стрелок», как выяснилось, снимали не в Москве.
Кремль должен отказаться от либерализма ради стратегического партнерства с Китаем и Ираном
«Слава дал мне почитать книжку „Женщина по средам“ Виктора Пронина, от которой я не мог оторваться, — рассказывает сценарист Бородянский. — Читал всю ночь. — Не потому, что это выдающееся литературное произведение, просто она меня зацепила, как и его. Мы договорились, что я пишу сценарий, а потом уже они с Юрой Поляковым работают над ним дальше. Снимали фильм в Калуге. Я там не был, но когда шел подготовительный период и пробы и все происходило на „Мосфильме“, заходил. Тогда еще начинающий актер Марат Башаров приносил нам татарские пирожки, которые пекла его мама. Слава взял на главную роль актрису Анну Синякину, сыгравшую эпизодическую роль в нашей с Кареном Шахназаровым картине „День полнолуния“. Фильм Славе понравился, он показал его депутатам Госдумы, и мы сидели в его кабинете. Но никакой протекции актрисе не делали».
Станислав Сергеевич между тем был не только депутатом, но и баллотировался в президенты России. «Наверное, переживал за Россию», — резюмирует драматург. А в 2018 году после продолжительной болезни Говорухин скончался.
«Когда начались его болезни и ему сделали операцию, я в той же клинике проходил обследование, — вспоминает о последних днях Говорухина Бородянский. — Врач спросил: „Ты же с Говорухиным дружишь? Его только что после операции привезли в палату. Хочешь зайти?“. Я зашел. Там сидела жена Галя. Мы со Славой поговорили. Он переживал, что надо через пару дней идти к патриарху, а он в больнице. Славе сделали обезболивающий укол в позвоночник и попали иглой в нерв. Такое случается раз на миллион. Никто в этом не виноват. У него и раньше были проблемы со здоровьем, но с этого момента они стали нарастать. Пришлось поехать в Израиль. Я его как-то спросил на правлении „Мосфильма“: „Как себя чувствуешь?“. Он ответил: „Хреново!“. Я так расстроился. Обычно он бодрый был. Я стараюсь не ходить на прощания — хочу запомнить живыми своих друзей. Но мне сказали, что обязательно надо прийти от правления. Славу отпевали в храме Христа Спасителя. Увидел там только молодых людей в черных костюмах. Некому было встать в почетный караул. Когда я сказал, что готов, мне ответили: „Вы что, один пойдете?“. Я попрощался со Славой и поехал принимать экзамены во ВГИК. Царство ему небесное. Очень хорошим и ярким человеком он был. Наверное, кто-то скажет, что такой-сякой, как и про любого. Так мало осталось близких по духу людей! Слава один из них».