Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура / Кино и театр
13 января 09:22

Александра Мареева: Не сдерживать себя на сцене, оторваться на всю катушку — настоящий подарок

Немое кино в XXI веке: неповторимые сеансы в Театре Сатиры

1001
Александра Мареева: Не сдерживать себя на сцене, оторваться на всю катушку – настоящий подарок
Фото: Вера Юрокина

Почему детский спектакль — это серьезный экзамен, к которому заблаговременно надо готовиться, а «газаровский» Чехов — особо ценный подарок, «Свободной прессе» рассказала актриса Театра Сатиры Александра Мареева. Широкой публике она известна по знаменитым ролям в кино, среди которых драма «Разведчицы», сериалы «Знахарь», «Безопасность» и многих других.

Театралы знают Александру по ролям в «Мастерской» Григория Козлова, а с 2022 г. она служит в столичном Театре Сатиры, где уже имеет своих поклонников и с блеском играет разноплановых героинь — от пронзительной Елены Андреевны в «Дядя Жорж» до непосредственной Феи Драже в детском спектакле «Щелкунчик и Мышиный король».

«СП»: Александра, многим вы известны как актриса кино, но все чаще вас можно увидеть в театре. В труппе Театра Сатиры вы больше года, а на вашем счету уже не одна роль. Что же вам ближе: театр или кино?

—  Вся наша жизнь идет по спирали — одни события сменяются другими и, если раньше были активные съемки в кино, потом наступил прекрасный период материнства, то сегодня это театр. Сейчас я погружена в него, и «виной» здесь, прежде всего, худрук Театра Сатиры Сергей Газаров.

Я верю Сергею Ишхановичу как руководителю театра, как режиссеру… Это главное для актера — найти своего режиссера, поверить ему искренне и от всего сердца. Я его нашла.

Конечно, Газаров не простой, требовательный и работать с ним сложно, это не только «пряник», а кропотливая работа, доскональный труд, вдумчивое прочтение материала и даже слезы, но в итоге успех.

Важно не прислушиваться к нему, а слышать и выполнять поставленную худруком задачу. Это должно делаться максимально быстро, что бывает сложно, и у меня получалось не сразу.

Вера Юрокина
Фото: Вера Юрокина

Например, он смотрит на героев Чехова под другим углом, сквозь «газаровскую» призму, что не укладывается в общепринятые шаблоны.

«СП»: И какая же ваша Елена Андреевна в спектакле «Дядя Жорж», где переплетены «Леший» и «Дядя Ваня»?

— Моя роль стала одновременно испытанием и особым подарком. Сергей Ишханович начал репетиции с установки: в спектакле нет положительных или отрицательных персонажей. И предложил несколько по-другому взглянуть на Чехова.

Таким образом стереотипы были стерты. Вообще, Чехов — автор очень ироничный, с хорошим чувством юмора, который не писал истории про скучное существование, а наталкивал человека на размышления через некий сарказм.

Каждый герой спектакля «Дядя Жорж» поставлен в острые жизненные обстоятельства. Например, мою Елену Андреевну немного жалко, что у нее такой муж и она запуталась в своих чувствах. Уйти к другому — решительный шаг, который вызывает у нее страх.

Вышла замуж за старика, прожила с ним 10 лет, постоянно слушает его речи о старости и о подагре — это ли счастье? Она доходит до такого пика отчаяния, что у неё стираются все рамки дозволенного и недозволенного — это когда ты внутренне уже считаешь, что способен на всё и можешь грубить, скандалить, открыто презирать и хохотать в лицо. Перспективы на какой-то положительный выход из ситуации у неё нет.

«СП»: В «Иване Васильевиче» вы играете артистку немого кино Зинаиду Михайловну. Немое кино — сложный жанр?

— Это очень интересно. В спектакле «Иван Васильевич» можно увидеть лишь кусочки этого жанра, где моя героиня пытается выразить все свои эмоции и вступить в «диалог» с помощью только мимики и жестов. Поверьте, это сложная задача для артиста.

В Санкт-Петербургской театральной академии, в мастерской Григория Козлова, где я училась, было задание на немое кино, и мы, студенты, делали небольшие эпизоды. Этот опыт работы мне пригодился в работе над ролью Зинаиды.

Прожить роль, объяснить свои чувства и выстроить немые диалоги, чтобы тебя поняли — верх мастерства артистов прошлых лет, а в спектакле «Иван Васильевич» все это должно быть очень ярко, гротескно. Надеюсь, у моей актрисы все это получается.

Моя Зиночка — очень артистична, она все время в образе. Мы решили, что она оперная певица и, думаю, не очень хорошая. Потому что чем выше артист и лучше, тем он в жизни проще. С ней всё наоборот.

Вера Юрокина
Фото: Вера Юрокина

«СП»: Зинаиду Михайловну во втором составе играет другая актриса. Можно сказать, что вы — разные Зины?

— Во втором составе Зину играет прекрасная актриса Майя Горбань. Несмотря на один и тот же текст и рисунок, мы — абсолютно разные. Потому что каждая индивидуальна, и у нас разная природа.

Моя Зина очень эксцентричная женщина, и она стала настоящим подарком для меня. Раньше у меня такой роли не было, когда ты можешь не сдерживать себя на сцене, а «оторваться» на всю катушку. Здесь можно максимально наиграть и вполне по тексту «отпустить свои эмоции» (смеется).

На последнем спектакле Сергей Ишханович подошел ко мне за кулисами и говорит: «Ты каждый раз исполняешь Зину по-разному». Спрашиваю: «Это плохо?» — отвечает: «Талантливо».

Такие моменты окрыляют актера, дают импульс работать дальше.

«СП»: А роль Феи Драже в детском спектакле?

— Многим кажется, что в детских спектаклях — самые легкие роли, но это далеко не так. Для меня играть для детской публики — настоящий экзамен. Это самая честная и справедливая аудитория, она не умеет подыгрывать и маскировать свои эмоции. Любая сцена может сопровождаться комментарием или вопросом из зала. Надо каждую минуту быть максимально внимательным.

К спектаклю для детей нужна особая подготовка, настрой. Потому что это постоянный контакт со зрителем, где нет отстраненного существования актера.

Кстати, детским спектаклем я начала 2024 год — 2 января сыграла Фею Драже.

Вера Юрокина
Фото: Вера Юрокина

«СП»: Наша встреча проходит во время новогодних праздников, впереди еще Старый Новый год и Крещение. Какие подарки получили вы и ваши дети от Деда Мороза?

— У современных детей, мне кажется, есть вообще всё, их уже мало чем можно удивить. Хотя бывают интересные открытия и для взрослых. Оказалось, что совсем незначительные вещи для людей моего поколения, для наших детей становятся удивлением.

Например, как-то мы ходили в Третьяковскую галерею, и я купила детям подарочные ластики с изображением картины «Три богатыря». Для них, в век цифровизации и компьютеризации, это было целое открытие. Было интересно наблюдать, как они удивляются тому, что можно написать и стереть не мышью, а ластиком.

Конечно, дети до Нового года написали письма Деду Морозу. В итоге старший сын получил великолепную шапочку футбольного клуба «Локомотив», где он тренируется и уже играет матчи. Младшему сыну от волшебника достался проектор в виде космонавта, теперь в комнате у ребенка поселилось северное сияние и он невероятно счастлив. Каждый вечер засыпает в сказке, веря, что когда-то увидит настоящее северное сияние.

«СП»: Угадал ли Дед Мороз с подарком вам?

— Главный подарок для меня — это здоровье и счастье для всех моих родных и близких, а в моем письме Деду Морозу была просьба о покупке нового пылесоса (смеется). Старый недавно сломался, а вот новый Дед Мороз мне не принес, но у него еще есть шанс исполнить мое желание на Старый Новый год.

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня