Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура / Музыка
25 мая 2024 18:45

Русская народная, блатная, хороводная… Кто наши песни сочинял?

Фольклор, оказывается, не такой уж и фольклор

5184
Русская народная, блатная, хороводная… Кто наши песни сочинял?
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

24 мая в РФ отмечали «День славянской письменности и культуры», точнее, в том формате, как это происходит, впору говорить про какой-то шабаш антикультуры. Лапти, кокошники, матрёшки и прочие псевдорусские атрибуты, разве что пьяные медведи отсутствуют. И песни, как бы русские народные — которые при ближайшем рассмотрении оказываются совсем не народными. И, похоже, не совсем русскими.

Есть ли на Руси народные песни? Вроде как глупый вопрос, ведь все мы их учили с самого детства. Да и сегодня детишки занимаются тем же, в программе уроков музыки есть обязательная составляющая, которая называется «Народное музыкальное творчество» или примерно в таком роде.

Изменения по сравнению с советским периодом, конечно, есть, но песенки примерно те же самые — других не дано.

Читайте также
Таллин затянул петлю: «Хочешь кушать – знаешь эстонский, не знаешь эстонский – не хочешь кушать» Таллин затянул петлю: «Хочешь кушать — знаешь эстонский, не знаешь эстонский — не хочешь кушать» Русскую Нарву заставляют забыть родной язык

Классика школьного жанра — «Во поле берёза стояла». Преподносится как самая исконно-посконная, со всякими там «заломати» и «защипати», типа как в седую старину. Но это не так, налицо новодел. Чья музыка точно неизвестно, а слова впервые проявились на рубеже XVIII-XIX веков, их опубликовал поэт и музыкант Николай Львов.

Он же напечатал и текст «Во саду ли, в огороде», которую тоже считают народной, примерно тогда же. Автором музыки, судя про всему, являлся немец Иоганн Готфрид Прач. Кстати, по одной из версий он же положил на ноты и берёзку, которая на поле стояла.

«Чёрный ворон» в 1831-м сочинил и опубликовал поэт-песенник Николай Верёвкин. «Дубинушку» в 1860-м написал Василий Богданов, тут никаких разночтений нет, ранее её никто и никогда не слышал. «Живет моя отрада» — автор Сергей Рыскин (1882 год). «Калинка-малинка» — 1860 год, и музыку и текст сочинил отставной офицер Иван Ларионов.

«Валенки» появились вообще в 1910−12 годах, тут совсем без вариантов. Эту псевдорусскую песенку кто-то написал для цыганской исполнительницы Насти Поляковой. «Ямщик, не гони лошадей» — цыганщина тех же лет, музыка Якова Фельдмана, слова Николая фон Риттера.

Песни про Стеньку Разина точно не народные, у них есть авторы, которые прекрасно известны. К народным стоит отнести разве что версию «Стенька Разин — чемпион» (…На девятом Стенька Разин / На десятом — тоже он / Стенька Разин, Стенька Разин / Стенька Разин — чемпион). Тут, похоже, реально творчество народных масс, но уже второй половина ХХ века.

«Славное море — священный Байкал» и «По диким степям Забайкалья» — вариации на тему «Мурки» из XIX века. Страдания уголовных элементов и их уголовных же семейств, которые никак не могли родиться в народе, ведь простые люди татей и шишей ненавидели. И не родились — первую песню в 1848 году накатал некий дворянин Дмитрий Давыдов, вторую — революционер Иван Белоконский, на рубеже 1880-х. Или не Белоконский, есть ещё версия, что её в те же годы сочинил поэт-песенник Иван Кондратьев.

Вот с автором музыки всё абсолютно точно, это швед Вильгельм Гартевельд.

Данный список можно продолжать очень долго. Действительно русских народных песен почему-то нет, есть псевдонародные. Вот так история.

Кстати, об истории.

«До 1749 года у такой громадной империи как Россия фактически не было истории. Есть гигантская страна, есть цари, которые ей правили несколько сотен лет, есть подданные, есть и учёные, они что-то там изучают. Но до того года официальной истории у империи не было — как и когда государство появилось на этих землях никто не знал. И сей факт современных учёных почему-то совсем не смущает. Они подтверждают данный факт: да, до приезда иностранцев истории у России не было», — говорит ведущий канала «История Пи» Игорь Бурцев.

Собственно, всё, увы, действительно так — кто не верит может почитать школьные учебники. Приехал Герхард Фридрих Миллер и написал нам, сирым и убогим, историю. Кстати, профильного образования данный персонаж не имел, вообще никакого не имел — просто недоучившийся школяр, который получил российское гражданство только в 1748-м. А уже через год — официальный историк империи. Как-то очень всё смахивает на шитьё белыми нитками…

Но оставим исторический «официоз» в покое, вернёмся к делам фольклорным. Тем более, что XIX век, когда происходил массовый вброс «русских народных» песен, был позже исторической писанины герра Миллера. Явно происходила попытка что-то скрыть, вымарать из памяти русских людей, и она удалась. Ведь сегодня мы поём именно те, фальшивые «народные» песни, а действительно русские забыли. Что в итоге было потеряно?

Читайте также
Паранджа, хиджаб, никаб: Валерий Фадеев, глава СПЧ, присмотрелся к одеждам женщин Востока Паранджа, хиджаб, никаб: Валерий Фадеев, глава СПЧ, присмотрелся к одеждам женщин Востока Запретить нельзя носить — где поставят запятую на этот раз, чтобы не создавать лишних проблем

«Несмотря на то что песни имеют такое значение в жизни русского народа, нельзя не признать мрачной истины, в которой убедило меня многолетнее занятие этим предметом: что вся их красота, все, что составляет существенное достоинство их характера, — уже старина.

Новое поколение песен, начинающее вытеснять прежние, в самом деле недостойно того, чтобы им дорожить, хотя и очень достойно внимания. Везде, где коснулось деревенского быта влияние городской моды, соразмерно с этим влиянием уродуется и характер песни: вместо прежней красоты и глубины чувства встречаете безобразие нравственной порчи, выраженное в бессмысленном смешении слов, частью перепутанных из старой песни, частью — вновь нестройно придуманных", — писал в середине XIX века знаменитый фольклорист Петр Киреевский.

Его грандиозное собрание народных песен так и не увидело свет при жизни исследователя, оно было частично опубликовано лишь после скоропостижной смерти. И неоднократно высказывались предположения, что тексты очень сильно отредактировали. Иными словами, собрание было уничтожено.

Песни — душа народа. Тогда, в XIX веке, её переформатировали. Создали то, что сейчас называется «русской народной песней». Обязательно грустную, с безнадёгой, с надрывом, с блатной романтикой или ещё какой гадостью. Что было до этого держат в строгом секрете.

Нынче война с песнями продолжается, из нашего сознания старательно вымывают позитивные и в целом жизнеутверждающие советские мотивы. Как при помощи подмены на всякую низкопробную похабщину, так и путём опошления — когда старые добрые песни исполняют всякие тошнотворные личности. «Нам песня строить и жить помогает» — этого больше не требуется.

Последние новости
Цитаты
Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Тимофей Борисов

Политологу, германист

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня