14 января на сцене «Дворца на Яузе» состоится премьера спектакля «Ночь нежна» режиссёра Екатерины Половцевой и продюсера Леонида Робермана по мотивам одноименного романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.
Это спектакль о режущей душу нежности и страстной любви, которая возникает как мимолетный звездопад на ночном небосклоне. Стремительный и желанный. Это спектакль — мучительная и сладостная рефлексия о поиске смысла, о жажде азарта и неуемной одержимости обладать. Каждый герой транслирует историю сквозь свою призму, сбивая с толку и, в то же время, давая зрителю надежду, что это всего лишь фантазия или преувеличение. Как прожить жизнь, оставаясь «чистеньким»? О сильных духом людях и об их тайных слабостях. О ночи, в которой всегда зажигаются звезды.
«Для меня это один из главных романов в моей жизни. Я испытываю противоречивые чувства каждый раз, когда думаю о нем. С одной стороны — восторга от изящества и невероятной красоты, разлитой в воздухе этой истории, с другой стороны — острой боли от того, что творится в душах героев, — говорит режиссер Екатерина Половцева. — Меня интересует и затягивает история травмированной личности, возникает много вопросов о различных психологических зависимостях и сломанных жизнях, о возможности исцеления и тяжелом душевном труде. Исследование подобных тем неминуемо заставляет посмотреть и на свою жизнь под этим углом и задать себе неудобные вопросы: а кто я в этой истории?»
«Ночь нежна» — роман, основанный на реальных событиях, по праву считается одной из лучших работ Фицджеральда, а сам автор считал роман своим шедевром. В 1998 году Современная библиотека поставила роман на 28-е место в своем списке 100 лучших англоязычных романов XX века.
В спектакле принимают участие: Мария Рыщенкова, Ольга Лерман, Полина Рафеева, Лиза Кононова, Александр Матросов, Александр Голубков, Ольга Кузина, Нелли Уварова, Андрей Бажин, Олег Зима и другие.
Ольга Лерман: «Это будет история людей, которые взяли на себя не свою ношу. Каждый из героев. Согласно правилам, которые им диктует социум, они совершают определенные поступки, произносят определенные реплики и при этом внутри себя находятся в совершенном диссонансе. Поступки противоречат мыслям, мысли противоречат поступкам.
Фицджеральд здесь — это роскошь, Ривьера, бриллианты, загородные дома, красивые мужчины, красивые женщины. А под всей красивой оболочкой — искалеченные души, разрушенные жизни. Отсутствие жизненной энергии. Вот об этом хочется говорить. Что душевное благосостояние важнее внешнего, материального. Всегда. А сегодня, как никогда.
Моя героиня — женщина с ментальным расстройством. Это мне не близко совсем. Я здоровый человек, хочется в это верить, хоть и довольно эмоциональный. Но шизофрения — серьезное заболевание, а играть больного всегда проблема. Это довольно сложно сделать документально, потому что все равно будет вранье. Надеюсь, что мы найдем тот ключ, который позволит мне и Маше Рыщенковой (мы обе исполняем роль Николь) существовать в этой роли правдиво, при этом не сойти с ума самим".
Мария Рыщенкова: «Я очень люблю роман «Ночь нежна», кроме того, что он откликается во мне эмоционально, заставляет размышлять над вопросом, как человек такой яркий и талантливый, безусловная личность… вдруг оказывается в точке «ноль», в потере себя, своей воли, вектора жизни. Трагическая тема полнейшего краха прекрасного и мощного человека. И ведь в жизни так часто случается — люди, невероятно сильные и яркие, вдруг становятся «стертыми» лицами.
Любовь в этом романе и в нашем спектакле дана в разных ее проявлениях — это и эгоистическая любовь, где один человек использует другого, манипулирует, и любовь жертвенная, всепрощающая.
Мне очень нравится сложность формы, в которой мы существуем. Безусловно, очень сложная инсценировка Екатерины Половцевой. Она похожа на психоанализ, когда вы открываете для себя разные ракурсы взгляда на одно и то же событие. Это вообще интересно, как мы, находясь в одной и той же ситуации, воспринимаем ее совершенно по-разному.
Репетируя свою роль, я пытаюсь выстроить путь от серьезной психологической травмы, которая выбила мою героиню из реальности, до обретения ею себя самой, освобождения от того ужаса, который ей когда-то пришлось пережить. Хочется показать, что несмотря ни на что, свет в конце туннеля возможен. Моей героиней движет такая жажда жизни, жажда сохранить себя! Какая-то невероятная внутренняя сила. Мне кажется, будь она другим человеком, она просто не прошла бы тот путь, который ей удалось пройти. И вот эта способность прийти к некой ясности восприятия мира, умение победить самые страшные страхи, преодолеть их… Вот это и хочется показать".
Полина Рафеева: «Мне давно хотелось сыграть героиню этой эпохи. Мне кажется, что в ней столько изящества, хрупкости, тонкости и одновременно с этим изломанных и раненых людей. Контраст визуального блеска, шика и красивой жизни. И страшной травмы, израненной души.
Моя героиня еще совсем юная и неопытная — как в профессии, так и в делах любовных. Первые яркие чувства происходят в ней всерьёз, но вряд ли она точно понимает, чего хочет и куда в итоге ведёт эта дорожка.
Во что превратится этот нежный, наивный и хрупкий цветок — узнаем в финале. Но то, что произошедшие события не оставят её прежней, — факт, и в этой перемене очень интересно разбираться.
Катя написала очень интересную инсценировку, кружевную, витиеватую. Наши герои не находятся в каком-то одном времени или реальности, даже внутри одной сцены постоянно все течет и меняется. Наши герои общаются друг с другом то из настоящего, то из воспоминаний, а то и вовсе из чьего-то искаженного восприятия. Очень много «подводных» течений, и в каждой сцене они могут быть абсолютно разными.
Это мой первый опыт работы вне репертуара театра. Ощущения иные! Больше свободы, другая степень ответственности. Мне нравится, что можно не бояться пробовать, так как мы все здесь друг с другом впервые, все друг другу открываемся с нуля. У нас дружелюбная атмосфера, нет жесткого разграничения на режиссер-актеры, мы все друг с другом советуемся, сообща создаем этот спектакль.
Чувственность и сексуальность — краеугольные камни романа и спектакля. Но важно понимать, что мы говорим и про эротизм в изящном смысле слова, про обнаженность чувств, человеческих душ и человеческих жизней. В этой незащищенности есть ранимость и хрупкость. Я верю в то, что в женщинах сильнее чувственное начало. Все-таки женщины зачастую более тонкие существа. И то, что наш спектакль — дело руки режиссера-женщины тоже имеет большое значение".
Александр Матросов: «Имя Екатерины Половцевой — причина того, что я согласился принять участие в проекте. В моем родном Театре имени Пушкина она делала замечательную работу по Островскому — «Не от мира сего». В РАМТе я смотрел ее «Мизантропа». Это неподъемная, зубодробительная пьеса, которая никогда никого не устраивает — ни актеров, ни зрителей. И вдруг я смотрю спектакль и понимаю, что это блестяще придумано. Все отзывается. Такое же сложное произведение у Фицджеральда. И большая интрига — что же у Кати с нами вместе получится — меня очень куражит! Инсценировку она написала потрясающую. Как будто бы поставила перед зрителем сразу несколько линз, мы вместе с ней разглядываем героев Фицджеральда в разных степенях приближения и с разных ракурсов. И стараемся увидеть не просто автобиографическую историю про богачей с их «богатыми» проблемами, но и живых людей, чья боль отзывается в нашей собственной.
Я никогда не играл такого героя. Не играл настолько сильную убежденность, упорство, безапелляционность. Это касается и чувства любви, и мировоззрения в целом. Вот мы видим этих ребят. Богема, золотая молодежь… И он — ветеран войны. Есть фраза у него, которую даже если поделить на 16, страшная… Он говорит: «Я с 18 лет успел повоевать за восемь стран». Человек, который был там, у него все просто — он знает, где свои и чужие, когда больно, когда хорошо и так далее. Он с этой своей линейкой приходит в мир, где полутона, намеки, изыски… Психологизмы бесконечные, травмы детские. Для него же все понятно и расписано заранее. Он видится мне антагонистом этой компании и всей этой ситуации. И вместе с тем её отражателем".
Екатерина Половцева окончила РАТИ (ГИТИС), мастерскую Сергея Женовача по специальности «режиссура драмы». Ставила спектакли в «Современнике», РАМТе, Театре Пушкина, МХТ им. Чехова, а также в театрах Латвии. Лауреат премий «Золотая Маска», «МК», «Звезда Театрала», «Арлекин». Педагог по режиссуре и актерскому мастерству в РАТИ (ГИТИС) в мастерской Сергея Женовача, Московской международной киношколе и Класс-центре.
Вместе с режиссёром над спектаклем работают художник Эмиль Капелюш, художник по костюмам Ирина Уколова и художник по свету Алексей Крючков.
Театральный продюсер и генеральный директор агентства «Арт-Партнер» — Леонид Роберман. Сегодня его имя на афише звучит, как знак качества, а режиссеры, с которыми он выпускает в свет свои проекты, это почти всегда звезды первой величины.
Продюсер спектаклей «Безприданница», «Борис», «Двое» Д. Крымова, «Текст» М. Диденко, «Это все она» Д. Чащина, «Наедине» Н. Кобелева, «Русский Регтайм» Е. Дружинина. Лауреат премий «Хрустальная Турандот» в специальной номинации «За создание уникального негосударственного театра», Царскосельской художественной премии за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства.